Город интервью «Травма съедает человека изнутри, как опухоль»: тюменский психолог — о помощи жертвам сексуального насилия

«Травма съедает человека изнутри, как опухоль»: тюменский психолог — о помощи жертвам сексуального насилия

Интервью с ведущим психологом центра «Семья» Натальей Филимонцевой

Жертвы сексуального насилия порой не рассказывают о том, что с ними происходило, и несут травму всю жизнь

В конце февраля редакция 72.RU рассказала историю тюменки Олеси, которая сейчас судится с отчимом. Девушка обвиняет его в сексуальном насилии в детские годы. Чтобы преодолеть пережитое, Олесе приходится работать с психологом.

Виновность отчима еще предстоит доказать в суде. Но истории о детском насилии, к огромному сожалению, — не единичные. Ведущий психолог регионального социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья» Наталья Филимонцева регулярно помогает людям, пережившим травмирующий опыт.

Она объяснила, почему человек, переживший такое, нуждается в помощи психолога, почему нельзя выйти из травматического состояния самостоятельно и как общаться с ребенком, чтобы он мог себя защищать от насильника.

Общение с ребенком

— Как родителям деликатно объяснить своему ребенку, как нужно себя вести в случае неадекватных действий со стороны взрослого? Особенно когда в семье появился чужой для ребенка человек?

— Нужно объяснять не тогда, когда появился новый человек в семье, а тогда, когда происходит процесс половой идентификации (от года до трех лет) и становления личности ребенка. Тогда значимый взрослый для ребенка должен ему объяснить, что тело ребенка — только его. Прикасаться к нему могут только избранные — мама или врач. Надо пояснить ребенку, что если чужие люди что-то делают или просят тебя о чем-то, то ты должен обязательно рассказать родителям, и тебя защитят. Этот процесс должен формироваться с раннего детства. В случае если что-то происходит с ребенком, то нельзя отпускать ситуацию на самотек.

— Как взрослому по поведению ребенка понять, что над ним совершается насилие?

— Маркеров поведения очень много, но в любом случае родитель может отследить изменения в эмоциональной и поведенческой сфере у ребенка. Так, например, если у ребенка резко меняется настроение (был веселым и открытым, а становится замкнутым и некоммуникабельным или резко уходит в себя). Это могут быть косвенные признаки насилия, и также они могут быть признаками возрастных изменений, например подросткового возраста. Сигналом может быть, если у ребенка в раннем возрасте находят средства контрацепции или происходит просмотр порнографических фильмов. Например, если у ребенка наблюдается «прилипчивое поведение» — это тогда, когда он стремится находиться только с одним из родителей или не отпускает его: «Мама не уезжай, не оставляй меня!» Надо понимать, какие особенности нормативны и индивидуальны для вашего ребенка и где уже изменения, вызванные какими-то насильственными действиями. То есть родитель должен быть очень внимателен к поведению ребенка, его настроению, его потребности общаться. Не всегда дети говорят, что над ними совершается насилие.

— Как ребенка вывести на разговор?

— «Вывести» — это агрессивное слово. Всё надо начинать раньше, когда у ребенка еще не начался возраст полового созревания, как отмечалось выше, начинать говорить надо еще с детства. Разговаривать с ребенком, объяснять то, как меняется его тело с возрастом, говорить про взаимоотношения мужчин и женщин, пояснять, что приемлемо со стороны других людей, а что нет. Чтобы для ребенка эта тема не была табуированной при общении с родителями. Всегда надо аккуратно подходить к этому вопросу. Если у ребенка была травма насилия, то надо еще больше его в эту травму не загнать, а протянуть руку помощи.

Жертва — ребенок

— Спустя столько времени жертва насилия внутренне все равно остается в этой ситуации, которая мучила ее в детстве. Почему? Что вы делаете, когда такой человек к вам приходит?

— Мы помогаем человеку, перенесшему травму сексуального насилия, пережить произошедшее, найти внутренние и внешние опоры, чтобы жить дальше. Потому что чаще всего происходит не надлом, а слом личности, независимо от того, кто переживает это — мужчина, женщина или ребенок. Это насилие в первую очередь. Это психологическая и физическая травма, у которой есть негативные и многочисленные последствия.

Травмирующая ситуация остается не только в голове, но и на уровне тела, разума и эмоций, на уровне контактов с окружающими людьми, на уровне общения с самим собой, умения выстраивать отношения с противоположным полом и мотивации жить дальше. Чаще всего, когда с человеком происходят подобные события, он уходит в себя, погружается в свой внутренний разрушенный мир. Что в дальнейшем может находить выражение в виде суицидальных действий и разного рода зависимостей, депрессий, агрессивного и аутоагрессивного поведения (причинение себе физического и психического вреда) и других проявлений, изменяющих кардинально качество жизни человека. Это глубокая психологическая травма, которая всегда имеет последствия.

— Почему ребенок, оказавшийся в такой ситуации, соглашается выполнять то, что просит насильник, и не сопротивляется активно?

— Ребенок в семье всегда эмоционально зависит от значимых для него взрослых, мнение взрослых всегда значимо и авторитетно для него. При этом во взаимодействии с родителем ребенок учится адаптироваться к разному эмоциональному состоянию родителя. У ребенка есть эмоциональные потребности в принятии, любви, ласке, одобрении и другие. При этом он может сталкиваться с родительским отвержением, игнорированием, поэтому в его жизни есть страх — страх отвержения. Пытаясь избежать страха, осуждения и непринятия, ребенок стремится быть ближе к родителю и может соглашаться на разного рода родительские манипуляции, часто не понимая, что это и к чему они приводят. Манипуляция может выражаться в действиях и разного рода фразах, например: «Это наш будет с тобой секрет», «Теперь мама не будет тебя наказывать», «Я никому об этом не скажу».

— Над ребенком совершается насилие, куда ему обратиться?

— В первую очередь — к одному из родителей. Если это невозможно, то можно обратиться к учителю, передать ему записку, и такое случалось на моем опыте. У учителей и у всех работников, которые взаимодействуют с детьми, есть алгоритм — как действовать, если над ребенком совершается насилие. Тогда они сообщат о случившемся в правоохранительные органы.

— Что мешает ребенку обратиться за помощью, если не в правоохранительные органы, то хотя бы к учителям?

— Чаще всего ребенок после насилия переживает много труднопереносимых эмоций и чувств, таких как стыд, страх, чувство ненужности, брезгливость по отношению к самому себе, ощущение, что «я грязный», боль. Ему одному в такой ситуации не справиться, но и рассказать очень страшно и стыдно, а также есть желание избавиться от этой боли, забыть ее.

Зачем нужен психолог?

— К кому обратиться человеку, пережившему психологическую травму.

— К психологу, психоаналитику и психотерапевту. При этом человек, который обращается за психологической помощью, должен понимать, что это долгая пролонгированная работа, в которой могут подниматься разные переживания, чувства, эмоции, боль, страх и стыд и др. Но, несмотря на это, психологи могут помочь клиенту это пережить.

— Если не работать с травмой, то что будет?

— Травма имеет тенденцию разрастаться, как опухоль, съедать человека изнутри. Придя к психологу или психоаналитику, мы меняем его некоторые паттерны поведения, чтобы качество жизни человека улучшилось. Ищем те ресурсы, на которые он может опираться. Эту травму в будущее можно взять как боль или как опыт. Это разные вещи.

— Помогает курс психолога или психотерапевта поменять отношение к каким-то явлениям в жизни?

— У человека, который пережил насилие, появляются страхи, опасения, боль, и всё это может вызывать изменения в дальнейшем выстраивании взаимоотношений с окружающими людьми. В связи с чем если у человека возникает потребность работать с психологом, то всё может измениться.

— Зачем психолог помогает восстановить травмирующие воспоминания? Они разве забываются?

— Травматичные события остаются в памяти, но уходят в глубокие ее уголки, чтобы не соприкасаться с болью травмы — это защитная реакция психики, психика блокирует эмоционально тяжелые переживания. Но травма всегда остается с человеком. Если человек находит ресурсы, то он может приобрести новый опыт, чтобы себя не разрушать, а найти конструктивные способы, чтобы продолжать жить дальше.

Куда можно обратиться?


Высока вероятность, что и сейчас есть дети, которые подвергаются сексуальному насилию со стороны взрослых людей и родственников. Они даже могут читать этот материал и задаваться вопросом, как спастись?

Получить помощь можно, позвонив по телефонам доверия:


  • в УМВД России по Тюменской области действует единый телефон доверия: (3452) 291-432;

  • социальная служба экстренного реагирования «Ребенок и семья», телефон: 8 800 200-72-01;

  • детский телефон доверия: 8 800 2000-122;

  • бесплатная кризисная линия доверия: 8 800 333-44-34 (бесплатно по России);

  • в Тюменской области телефон круглосуточной социальной службы экстренного реагирования: 8 800 200-72-01;

  • по этому номеру могут обратиться пострадавшие взрослые, дети и люди, ставшие свидетелями кризисной ситуации. Для детей также действует федеральный телефон доверия: 8 800 2000-122;

  • федеральные ресурсы помощи — «ТыНеОдна».

В следственном управлении СК России по Тюменской области работают круглосуточные телефонные линии:

  • горячая линия СК «Ребенок в опасности»: 8 800 100-09-60, 123;

  • телефон доверия: (3452) 62-15-87.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем