«Играют от млада до стара»: почему в Тюмени вновь стали популярны компьютерные клубы

Погружаемся в мир клубного гейминга, воскресшего после 2000-х

Думаете, что компьютерные клубы — это душные комнаты и огромные мониторы?

Думаете, что компьютерные клубы — это душные комнаты и огромные мониторы?

Поделиться

30-летние мальчишки помнят, как в старые добрые времена (20 лет назад) они брали деньги у родителей и вместе с друзьями бежали в компьютерные клубы. Там они в пыльных и душных комнатах в окружении толстых мониторов проводили часы за CS 1.6 или Quake 3. Это был праздник, к которому требовались серьезная подготовка и несколько часов уговоров родителей немного потратиться. Но оно того стоило. Затем началась эпоха всеобщего интернета, когда необходимость посиделок в компьютерных клубах исчезла. Зачем, если у каждого дома теперь компьютер? И казалось, что это будет всегда.

Но в Тюмени вновь стали открываться клубы, где можно поиграть в компании друзей. Мы поговорили с владельцами этих заведений и выяснили, что же потянуло людей вернуться к забытому развлечению.

Типичный компьютерный клуб <nobr class="_">2000-х</nobr>

Типичный компьютерный клуб 2000-х

Поделиться

Теперь мы киберспортсмены

Что из себя представляли компьютерные клубы в 2000-е? Чаще всего это были простые помещения, украшенные максимум плакатом из журнала «Игромания» с изображением Лары Крофт или Doomguy. Правила были простые — платишь деньги администратору, а он тебя сажает за пустой компьютер. Играй в свое удовольствие. Главное — не матерись. Это каралось штрафом — минус 5 минут игры.

Интернета в 2000-е практически не было, поэтому геймеры довольствовались играми по локальной сети. Хотя другого и не надо было, да и технологии были не те, чтобы обеспечить онлайн-игры. Потом клубы исчезли.

«Cyberia Sport Кибер Арена» был одним из первых клубов, открывшихся в Тюмени в новую эпоху. Директор Вячеслав Сидоренко сравнивает свое заведение с фитнес-центром или спортзалом, где могут потренироваться киберспортсмены.

Вячеслав Сидоренко во время киберфеста в <nobr class="_">2017 году</nobr>

Вячеслав Сидоренко во время киберфеста в 2017 году

Поделиться

Раньше Сидоренко можно было встретить на мероприятиях, посвященных киберспорту. Первый крупный киберфорум прошел в Тюмени в декабре 2017 года в технопарке. Мероприятие было локальное, но посещаемость оказалась рекордной, даже закончились все заготовленные бейджи для гостей.

Затем в марте 2018 года прошел крупный киберфест в легкоатлетическом манеже Тюмени. За два дня он пропустил через себя 6000 тюменцев. Помимо игр, гостей ждали конкурс косплея и выступление артистов Black Star.

Соревнования по Dota 2 среди студентов ТюмГУ

Соревнования по Dota 2 среди студентов ТюмГУ

Поделиться

Люди разных возрастов приходили посмотреть, как соревнуются игроки, и присоединялись к игре тут же. Тогда Вячеслав понял, что Тюмени нужна киберарена.

— Мы открывались долго, так как до этого проводили много мероприятий и собирали статистические данные. Появился инвестор. Это и было началом работы в направлении открытия киберклуба, — говорит он.

Киберарена Тюмени

Киберарена Тюмени

Поделиться

Да, в помещениях темно. Но зачем свет, когда всё внимание на экран

Да, в помещениях темно. Но зачем свет, когда всё внимание на экран

Поделиться

Клуб открыли на улице Геологоразведчиков. Сейчас это полноценное заведение, где можно поиграть в любую игру. Киберспортсмены используют его для тренировок перед соревнованиями.

— Киберспорт — в основном это командные дисциплины, а это означает игру вместе и сообща, буткемпы (тренировочный лагерь для киберспортсменов. — Прим. ред.) и VIP-комнаты только способствуют такой игре. Компьютерные клубы приобрели новое значение, — отмечает Сидоренко.

Так выглядит один из клубов во время игры

Так выглядит один из клубов во время игры

Поделиться

Вячеслав говорит, что целевая аудитория компьютерного клуба — от «млада до стара» (от 12 до 45 лет). Коронавирусный кризис заставил немного попотеть владельцев киберарены. Пришлось сокращать зарплаты, искать новых клиентов, а старых заманивать акциями и бонусами. Но проблемы во время пандемии обсудим немного позже.

Яркими огнями светятся системные блоки на полке

Яркими огнями светятся системные блоки на полке

Поделиться

Ностальгия и киберспорт


За два года в Тюмени открылось еще несколько десятков заведений. Нагрянувшая пандемия показала, что сможет удержать на плаву. Киберлаундж NOPROBLEMZ имеет отличный пример, как организовать игры «навынос».

Киберлаундж NOPROBLEMZ

Киберлаундж NOPROBLEMZ

Поделиться

Популярность компьютерных клубов совладелец компании Олег Балашов видит в той же причине, что и в 2000-е. Тогда ребята шли играть, так как не каждая семья могла себе позволить компьютер дома. Затем рынок оборудования стал доступнее. Комплектующие могли себе позволить многие. Недорого было купить себе достойный ПК, на котором шли все современные на тот момент игры.

Олег Балашов считает, что поколение любителей игр выросло, но желание играть не пропало

Олег Балашов считает, что поколение любителей игр выросло, но желание играть не пропало

Поделиться

В 2020-е геймеры опять столкнулись с тем, что было 20 лет назад. Компьютер, способный без запинки потянуть современные игры, теперь стоит порядка 100–150 тысяч рублей. Наложились упавший курс рубля, ослабление российской экономики и майнеры, взвинтившие цены на видеокарты. Люди снова потянулись в компьютерные клубы, чтобы поиграть.

Пока компьютеры выключены. Игроков ждут вечером

Пока компьютеры выключены. Игроков ждут вечером

Поделиться

— Раньше все хотели стать пожарными или полицейскими, а сейчас хотят — киберспортсменами. Это очень большая аудитория. К нам часто приходит команда, которая устраивает тренировки. Понятно, что у нас всё в онлайне, но ребятам не хватает живого контакта. Это тоже очень важно, — говорит Олег Балашов.

Два года назад цены на видеокарты взлетели из-за майнеров, добывающих криптовалюту. Именно вычислительные способности видеокарт нужны были для ферм.

В клубе можно выбрать зону, где поиграть. Например, в приставку можно порубиться на диване

В клубе можно выбрать зону, где поиграть. Например, в приставку можно порубиться на диване

Поделиться

Геймеры за 30

Тем не менее бизнес держится не на одних только киберспортсменах. Балашов заявляет, что основная аудитория — это не школьники, а тюменцы за 30.

— Это те, кто помнят 2000-е, те, кто в клубы ходили. Они выросли. У них семья, дети. Это для них альтернативный вид отдыха. Часто приходят компании молодых людей за 30, садятся за CS 1.6 и всю ночь играют, — считает Балашов.

Новые условия — новые требования. Теперь на столах должны стоять антисептики, а на игроках — быть надеты маски

Новые условия — новые требования. Теперь на столах должны стоять антисептики, а на игроках — быть надеты маски

Поделиться

По оценке «Яндекса», средний возраст геймера в России — 34 года, а в мире — 36 лет. 25% отечественных игроков работают в офисе, каждый десятый является менеджером или руководителем. Радикальных гендерных различий в мире среди геймеров нет: 54% игроков — мужчины, а 46% — женщины.

Модель NOPROBLEMZ не ограничивается только возможностью поиграть в игры. Заведение позиционирует себя как лаундж, а это значит, что тут можно просто посидеть с друзьями, покурить кальяны и заказать бургеры. На месте работает кухня, которая обеспечивает геймеров пропитанием. Правда, после введения запрета на курение кальянов из-за коронавируса эту статью дохода пришлось закрыть.

На кухне можно перекусить в перерывах между «катками». «Катка» — матч в игре

На кухне можно перекусить в перерывах между «катками». «Катка» — матч в игре

Поделиться

Вы, наверное, заметили, в компьютерных клубах чаще темно, но это для того, чтобы комфортнее было сидеть за экраном

Вы, наверное, заметили, в компьютерных клубах чаще темно, но это для того, чтобы комфортнее было сидеть за экраном

Поделиться

Облака против вируса


Пандемия серьезно ударила по бизнесу. Олег Балашов рассказывает, что падать посещение начало еще в феврале, когда коронавирус не лютовал так сильно и никаких ограничений не было.

— Пандемия сказывается на сознании. Люди начали бояться. Мы увидели падение потока. Пришлось договариваться с поставщиками с переносом сроков, по аренде договариваться, чтобы отсрочили, — говорит владелец клуба.

Пандемия заставила обратить внимание на облачные сервисы, которые помогли спасти бизнес

Пандемия заставила обратить внимание на облачные сервисы, которые помогли спасти бизнес

Поделиться

Много пользы от поддержки государства не было, заявляет Балашов. Сохранить заведение удалось благодаря облачным технологиями.

Облачный гейминг — это трансляция видеоигры на компьютер через интернет. Вычислительные процессы берет на себя другой компьютер, а через интернет транслирует картинку на экран игрока.

Вычислительные мощности комьютеров благодаря технологиям можно было передавать тем, кто сидел дома во время пандемии

Вычислительные мощности комьютеров благодаря технологиям можно было передавать тем, кто сидел дома во время пандемии

Поделиться

Игроки удаленно цеплялись к компьютерам клуба и играли у себя в комфортных условиях. Главное, чтобы интернет работал. Получилось, что NOPROBLEMZ организовал доставку игр на дом с помощью современных технологий. Не то что двадцать, даже десять лет назад такое сложно было представить.

— Мы начали искать пути, где брать деньги. Все заведения начали работать только в формате доставки. Свою из кухни не стали запускать. Мы доставили пользователям наши мощности. Спрос был не очень большой. В центральной части России это зашло очень хорошо, но нам для поддержания штанов хватило. Возможно, через год или два на облачном гейминге получится заработать, — прогнозирует Балашов.

А у вас случается «эффект штурмовика»?

А у вас случается «эффект штурмовика»?

Поделиться

Сетевое дело


Когда NOPROBLEMZ открывался, он был пятым клубом в Тюмени. Сейчас их около 30. Балашов считает, что предложение превышает существующий спрос, который еще ужался из-за коронавируса. В будущем он ждет сокращения числа заведений.

В Тюмени примерно одинаковый ценник на посещение компьютерного клуба. Клиенты выбирают себе заведение по душе в зависимости от расположения и удобства. Средняя цена одного часа игры — 80–100 рублей. Конечно, для тех, кто желает на всю ночь зависнуть в клубе, действуют скидки и бонусы.

Действующие компьютерные клубы в Тюмени

Действующие компьютерные клубы в Тюмени

Поделиться

На этом фоне на рынок заходят сетевые игроки. В этом году в Тюмени открылись четыре компьютерных клуба сети Colizeum. Три из них работают в торговых центрах.

— Целевая аудитория киберклубов — от мальчишек 8–9 лет до мужчин 25+. Сейчас всё чаще встречаются и девушки, — рассказывает маркетолог Colizeum Светлана Крюкова. — После начала пандемии посещаемость ниже планируемой, но мы каждый месяц набираем обороты. Пусть и не с такой скоростью, как хотелось бы, но всё же растем. Это говорит о том, что людям у нас хорошо. Они сами возвращаются и приводят друзей и знакомых.

Комната для массовых баталий в сети

Комната для массовых баталий в сети

Поделиться

Из-за запрета на посещение детей торговых центров сети клубов придется остаться без юных клиентов. По словам Крюковой, школьники теперь пишут каждый день, чтобы узнать, когда снова для них откроют ТЦ.

— Ждем и мы — они относятся к числу наших клиентов. Надеемся, что скоро ситуация стабилизируется и всё вернется к тому, как было до пандемии. Бизнес предоставляет немало рабочих мест, платит налоги. Было бы здорово, если бы всё наладилось как можно раньше, — рассказывает Светлана Крюкова.

Новое поколение геймеров

Новое поколение геймеров

Поделиться

Удобные диваны и всеми любимая FIFA

Удобные диваны и всеми любимая FIFA

Поделиться

Сеть Colizeum в России имеет более 100 клубов. Работает по франшизе. Самая бюджетная финансовая модель предполагает первоначальные вложения в 5 миллионов рублей — это с 20 компьютерами. Тем, кто планирует открыть по франшизе клуб на 60 компьютеров, придется вложить 13 900 000 рублей. Бизнес должен окупиться за 10–12 месяцев.

Пандемия внесла неудобства - теперь надо быть в масках

Пандемия внесла неудобства - теперь надо быть в масках

Поделиться

Это не единственный сетевой представитель в Тюмени. Клуб TRUE GAMERS имеет две точки в городе — на улице Ленина и в Зареке. Франшиза продается за 3,4 миллиона рублей. Владельцы обещают покупателю запустить бизнес за 45 дней. Средняя прибыль за первый месяц работы — 300 тысяч рублей.

Рынок киберспорта в мире — один из быстрорастущих. По данным издания Sostav, только в 2018 году рекламодатели потратили на его спонсорство более 14 миллионов долларов. Рынок увеличивается на 20% в год. Аудитория киберспорта — около 10 миллионов человек. Это те, кто следит за соревнованиями, а не просто играет для души дома.

Учитывая эти расклады, можно предположить, что привлекательность компьютерных клубов не угаснет так быстро, как это произошло в 2000-е годы.

В Тюмени не только играют в игры, но и создают их. В нашем городе активно трудятся игровые разработчики, которые делают не только мобильные игры, но и любимые россиянами хиты.

  • ЛАЙК11
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter