«Мы устали бесполезно ходить по кабинетам и читать отписки, а главное наблюдать бездействие Следственного комитета нашего города». Этими словами тюменка Алена Терехина начинает свое обращение к руководителям СКР и Генпрокуратуры. По словам женщины, в отношении ее 14-летнего сына двое мужчин совершили действия сексуального характера. СКР завел сначала одно уголовное дело, потом его разделили на два, «разбив» группу лиц (что влечет за собой более мягкое наказание). Сейчас идет судебное разбирательство, но одного из подсудимых уже выпустили из СИЗО.
Что за обращение?
На видео женщина рассказывает, что двое мужчин — Ш. 1985 года рождения и К. 1996 года рождения — живут вместе «как муж и жена» и ищут малолетних для своих утех. Одной из жертв стал её 14-летний сын. Когда тюменка обратились в правоохранительные органы, то уголовное дело возбудили по статье «Мужеложество с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, совершенное группой лиц». По словам женщины, после истерик и уговоров матери одного из обвиняемых К. она решила пойти на сделку и изменила с сыном показания, чтобы «разбить группу лиц». Взамен им обещали компенсировать моральный вред.
Измененные показания следователь не пропускал. По словам Алены Терехиной, родители К. искали способ, как решить этот вопрос. «В январе мне позвонила мать К. и сказала, что вопрос решен с руководством, что группы точно не будет», — утверждает тюменка. После ей позвонила следователь, и они с сыном подписали новые показания. Дальше одно уголовное дело разбили на два — в отношении Ш. осталось три эпизода по статье «Совершение развратных действий без применения насилия в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста», у К. — два эпизода по этой же статье и один по статье «Мужеложество с лицом, не достигшим 16-летнего возраста».
Когда женщина выяснила, что статьи сменились на нетяжкие, то она начала возмущаться, но это ни к чему не привело. Уголовные дела передали в суд. По словам Терехиной, подсудимый К. сейчас находится в СИЗО, а Ш. почему-то отпустили под подписку о невыезде. Ее сыну давать показания не дают, несмотря на его желание выступить в суде.
Как развивались события, почему следствие разбило группу лиц и как женщина нашла других жертв — Алена Терехина рассказала 72.RU. Ей удалось найти еще нескольких подростков, которые попали в такую же ситуацию, как и ее сын. Одна из матерей уже обратилась в Следственный комитет, еще три пока не готовы.
Подросток осенью прошлого года познакомился в соцсети с Ш. Они договорились о встрече, тот пригласил его к себе домой. Там они общались, потом в квартиру пришел К. Дело дошло до поцелуев, а затем и сексуальных действий.
— Кто кого нашел, я не знаю, но познакомились они (подсудимые с сыном Терехиной. — Прим. авт.) в соцсети «ВКонтакте». В полицию мы обратились через две-три недели после инцидента. Все выяснилось случайно. Мой сын пришел домой пьяным, мы дали ему немного поспать, ночью разбудили, и он начал говорить. Мы вызвали полицию, — рассказывает Алена Терехина.
Помогла «разбить группу лиц» и пожалела
По поводу смены показаний женщина пояснила, что договоренность с матерью обвиняемого была в следующем: вместе они «разобьют» преступление, совершенное группой лиц, но на свободу Ш. и К. не выйдут, они будут отбывать срок, просто он будет чуть меньше.
По статье «Мужеложество с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, совершенное группой лиц» обоим грозило от 12 до 20 лет лишения свободы. Когда Терехина узнала, какие именно статьи были им вменены после смены показаний, то изменила свою позицию. По обвинениям, выдвинутым Ш., ему грозят обязательные работы, либо ограничение свободы, либо принудительные работы, либо лишение свободы. По обвинениям, выдвинутым К., ему грозят либо принудительные работы, либо лишение свободы на срок до шести лет. Оба могут остаться на свободе.
— Мы с мамой К. были в хороших отношениях. О случившемся она узнала в момент задержания сына. Все ее слезы, истерики, рассказы походили на правду. Мне реально стало жалко женщину и её ребенка. К тому же он инвалид. Мать не скрывала того, как проходит следствие, писала мне, что они ищут способы «разбить группу», а потом в январе позвонила и сказала, что нашли. Я думала, что статьи будут более тяжкими. Но в итоге получился детский развод. Я никогда не была в ситуациях, связанных с правоохранительными органами. Да и я работала с психологом, ребенок тоже, внимание было рассеяно, — говорит Алена Терехина.
Между двумя семьями — пострадавшей и обвиняемой сторонами — была договоренность о денежной компенсации. Алена Терехина объясняет, что пошла на этот уговор не ради денег — она хотела помочь семье К., как они просили, но взамен получить возможность восстановить здоровье своего ребенка:
— На тот момент меня волновало не столько наказание, сколько восстановление здоровья сына. Нам предстоит длительная и дорогостоящая реабилитация. Только по этой причине я выбрала вариант с деньгами.
Сейчас Алена Терехина пытается добиться того, чтобы дело отправили на дорасследование.
— Я знаю об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (имеются в виду вторые показания, на основании которых «разбили группу лиц». — Прим. авт.), — сообщила Алена Терехина. — Я понимаю, но у меня нет других вариантов. С точки зрения своей гражданской позиции я не могу оставить все так. Лучше я понесу уголовную ответственность за то, что совершила такие действия, но эти люди (Ш. и К. — Прим. авт.) понесут ответственность, и самое главное, будут найдены другие дети — потерпевшие. Ребят нужно найти, им необходима серьезная работа с психологом.
«Есть и другие пострадавшие»
Женщина вместе с мамой второго потерпевшего трижды посещала Ахмеда Асхабова, первого замруководителя Следственного комитета по Тюменской области. Она уверяет, что во время первой встречи (она состоялась 12 апреля), когда высокопоставленному силовику всё рассказали, он связался с руководителем следственного отдела по ЛАО и дал ему указание возбудить дело и задержать Ш., которого суд выпустил из СИЗО. Вторая встреча прошла ориентировочно 15 апреля. Терехина была одна, она спросила у Асхабова — почему Ш. все еще гуляет по городу, этот вопрос он задал по телефону подчиненному, а тот ответил, что у него была экстренная операция 12 апреля. Спустя еще несколько дней все к тому же Асхабову снова пришли женщины — Алена Терехина и мама второго пострадавшего. Они интересовались, почему на К. даже не заведено уголовное дело.
— Два раза потерпевшего мальчика мучили на допросах, где он под видеофиксацию подробно рассказывал, как все происходило. Это большой стресс (для ребенка. — Прим. авт.), но ничего не происходит, — говорит Алена Терехина.
Женщина уверяет, что нашла еще троих пострадавших при аналогичных обстоятельствах. Родители двоих мальчиков категорически против обращения в правоохранительные органы, родители третьего — пока в сомнениях, но сам ребенок готов обратиться к следователям.
— Мама третьего ребенка пока против, мы дали ее координаты следователям. Я предполагаю, что с ней никто не связывался, — предположила Алена Терехина.
В тюменском СКР ситуацию не стали комментировать.
Обновлено. Видеообращение тюменки посмотрели московские следователи. Публикуем их реакцию на случай, произошедший в Тюмени.
Анна Яровая