Город Ликвидация боевиков интервью «Убивает не религия»: тюменский муфтий — о террористах с Маяка, радикальном исламе и вербовщиках

«Убивает не религия»: тюменский муфтий — о террористах с Маяка, радикальном исламе и вербовщиках

Эти мужчины были верующими? Знал ли он их лично? И как вообще террористы вербуют людей?

Журналист 72.RU Артур Галиев и тюменский муфтий Зиннат Садыков. Глава Духовного управления мусульман рассказал, что узнал о контртеррористической операции вечером в пятницу, 12 апреля

Прошедшая контртеррористическая операция в Тюмени напугала многих людей. Предполагаемые террористы много лет жили в Тюмени, вели самую обычную жизнь и, по словам родных, были очень верующими. В доме на Амурской, который штурмовали спецслужбы и где укрывались возможные боевики, нашли оружие (в том числе самодельные бомбы) и религиозную литературу. Эта история вновь заставила тюменцев заговорить о религии, радикальном исламе и вербовщиках.

Что сподвигло мужчин примкнуть к ИГИЛ и какое влияние оказал на них радикальный ислам? Ответы на эти непростые вопросы мы попытались узнать у председателя Духовного управления мусульман Тюменской области — муфтия Зинната-хазрат Садыкова. Его мнение на этот счет — читайте в интервью.

— Вы знали мужчин, которые находились в том доме на Амурской во время штурма?


— Я их не знал. В пятницу (контртеррористическая операция прошла вечером 12 апреля. — Прим. авт.) мне начали поступать звонки от знакомых, которые переживали, что в городе что-то происходит. Я, естественно, сразу позвонил властям. Слава богу, всё было под контролем.

— Эти мужчины ходили в тюменскую мечеть?

— Я звонил в наши мечети и узнавал, потому что не бывает так: прихожанин приходит в мечеть, а имам его не знает. По той информации, которая у нас есть, могу заявить, что эти мужчины не были прихожанами наших мечетей. Каждый имам знает каждого своего прихожанина. В той или иной мере они встречаются, в той или иной мере они разговаривают...

— По информации НАК (национального антитеррористического комитета), эти мужчины готовили теракт в общественных местах. Что вы думаете по этому поводу?

— Здесь наша задача — донести до людей истинный ислам, где главное — это любовь к ближнему. Если рассмотреть этот случай, то куда они хотели пойти с этим оружием и взрывчатыми веществами? Нанести вред соседу, жителю Тюмени, любому другому? Тогда можно задаться вопросом: а мусульмане ли они? Убивает не религия, не ислам, не христианство. Убивают бандиты и убийцы.

Зиннат-хазрат Садыков раньше был военным. Служил в инженерных войсках. Сейчас возглавляет Духовное управление мусульман Тюменской области

— Как ваши знакомые отнеслись к произошедшему?

— Религия никогда не соглашалась с такими действиями. Мы за дружественные отношения. Пример Тюменской области говорит всей России, как должно быть. У нас проживает более 150 наций и народностей, даже в старые времена у нас никогда не было национальных конфликтов. Какие тяжелые времена ни были бы, но мы всегда выручали друг друга. Спасали, кормили, помогали кто чем может.

— Родственник предполагаемых террористов сказал, что они ходили в мечеть в районе Парфеново...

— Когда судили одного за то, что вернулся из Сирии, он тоже говорит, что постоянно ходил в одну нашу мечеть, хотя на самом деле был там всего пару раз. Так и в этом случае — они не были постоянными прихожанами.

По словам муфтия, сейчас тюменские имамы лучше обучены богословию, чем раньше

— Что делать человеку, если он заметил, что его родственник начал интересоваться радикальными течениями ислама?


— Прежде всего родители должны поговорить со своим ребенком. Наш Пророк (мир ему) говорил, что каждый является пастухом. Имам — пастух своей паствы, отец — пастух своей семьи. Каждый отвечает за своих близких. Надо обязательно переговорить, понять суть, объяснить. Конечно, всегда есть антагонизм, противоречия. Это же проблема отцов и детей, но суть в том, что иногда надо победить в себе это. Отец же обычно как делает? Скажет, мол, брось всё, хватит это смотреть, и уходит. Такой вариант здесь не проходит.

— Как вербуют людей в радикальные движения?

— Это происходит очень тонко... Сначала создают заинтересованность. Интернет же сам тебе выдает, что ты постоянно смотришь. Я, например, люблю про зверей смотреть — вот мне и показывает постоянно про них. Я включаю YouTube, и мне сразу выдает всё, что меня интересует. Потом уже начинается вербовка. Наверное, есть где-то какие-то ресурсы, которые просчитывают это. Задача родителей в том, чтобы не упустить такой момент.

Зиннат-хазрат Садыков показывает фотографию Мекки — главного места паломничества всех мусульман мира

— Есть информация, что некоторые родственники замечали заинтересованность Тимура Иналова экстремистским течением ислама.


— Если замечали, то почему ничего не сделали? Например, можно было подойти к имаму и поговорить. Наши имамы с точки зрения религии объяснили бы, что ИГИЛ (запрещенная террористическая организация. — Прим. ред.) — это же против человечности. Любой знает, что это экономическая заинтересованность и политика. Если бы мы не уничтожали террористов там, то они бы сюда вернулись. Ответственность за таких ребят лежит на родителях и близких. У нас какое-то ложное представление, что на другого человека нельзя повлиять. Вот у этого Тимура отец умер пару лет назад. Но есть же братья. Человек живет не в вакууме. Не может быть человека без родственников. Тем более на Кавказе — сильные сплоченные семейные узы. Ислам тоже требует не рвать родственные связи.

— Удавалось на вашей практике кого-то надоумить?

— Я бы не стал афишировать, рассказывать. Скажу, что мы ведем в этом направлении работу, и она, будем скромными, дает какие-то результаты.

Муфтий считает, что радикализм у мусульман — от религиозной неграмотности

— Кого исламисты стараются вербовать? Молодых или постарше?


— Конечно, молодых. Это самая неопытная часть нашего населения. С другой стороны, у молодежи еще не сформировалось то понимание мира, то понимание человеческих отношений, которое есть у взрослых. Я думаю, что к 30 годам человек уже определяется. Хотя, конечно, сбить с толку можно любого. Не зря Иблис (представитель категории злых духов, враждебных Аллаху и людям в исламском богословии. — Прим. ред.) говорил Богу: «Оставь меня в живых, и я буду сбивать твои создания с пути истинного», но Господь его оставляет, хотя мог одним желанием превратить в пепел. Господь говорил: «Моё прощение будет сильнее». Если человек осознал, то Господь его всегда простит. Молодых ловят на их максимализме.

Зиннат-хазрат Садыков считает, что родители должны нести ответственность за то, что творится в душе у ребенка

— Пытаются ли вербовщики проникнуть в мечеть и вести агитацию там?


— Раньше такое было, но сейчас такого нет. У нас приняты хорошие законы против таких миссионеров. Да и у самих людей религиозная грамотность стала выше. Наше правительство помогает создать людям комфортные условия для поклонения и обучения. Иди молись и проповедуй истинную веру. Что мешает? Раньше были факты, когда проповедники ходили по мечетям и выступали. Сейчас имамы стали грамотнее, могут дать отпор. Мы каждый квартал проводим занятия, на которые приглашаем известнейших ученых в исламском мире. У нас, например, читал лекцию шейх Абдурраззак Абдуррахман ас-Саади — потомок нашего Пророка (мир ему).

— Например, простые ребята, как те, что были в том доме на Амурской, заинтересовались исламом. Что им делать?

— Идти в мечеть. В интернете всё можно найти по мере своей испорченности. Надо идти к имаму. Пусть он объясняет. Надо обязательно идти к живому человеку. Религия тысячелетиями передавалась от человека к человеку.

— В чем причина интереса к радикальному исламу?

— Всё из-за религиозной неграмотности. Мы, Духовное управление мусульман Тюменской области, каждый квартал собираем до 110 имамов, чтобы они доводили до каждого информацию. Просим поднимать даже светские темы — историю родного края и любовь к родной земле. Я же не только каменные стены этого города люблю, но и людей этого города. Господь дал человеку жизнь, и только божий промысел вправе вмешиваться в человеческую жизнь, но никак не мы. Если мы пойдем уничтожать человеческие жизни, то пойдем против Бога. В шариате говорится: «Погубил одну душу — погубил весь мир. Спас одну душу — спас весь мир».

Краткая хроника событий


В ночь с 12 на 13 апреля правоохранители совместно с ФСБ проводили контртеррористическую операцию на Маяке.

В доме № 118 на улице Амурской укрывались двое вооруженных мужчин — сторонники запрещенной террористической организации ИГИЛ. Дом брали штурмом, так как на предложение сдаться мужчины ответили стрельбой. В результате их ликвидировали.

В доме следователи нашли два автомата, два взрывных устройства. На данный момент возбуждено уголовное дело. На кадрах, опубликованных в Сети после штурма, видны тела погибших мужчин и оружие, валяющееся поблизости.

Вечером 15 апреля издание Znak.com со ссылкой на свои источники сообщило, что террористы могли планировать теракт в кинотеатре. Иналов и Медов, по версии силовиков, «в последнее время» вдвоем ходили по кинотеатрам в тюменские ТРЦ на детские фильмы, что также вызвало подозрения — они могли готовить теракты в кино на детских сеансах. «Сидели по 15 минут и уходили. Попадались на камерах ТРЦ. Такая активность перед майскими праздниками сильно насторожила. Они могли готовить теракты в кинотеатрах», — рассказал собеседник издания.

Также, по данным Znak.com, у силовиков есть видеодоказательство, что убитые были приверженцами ИГИЛ.

Артур Галиев
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем