Все новости
Все новости

Тюменские автобусы проложат дорогу беспилотным автомобилям

С помощью городского транспорта создадут 3D-модель города, по которой беспилотники научатся ездить по городу

Общественный транспорт оснастят спецоборудованием

Поделиться

Правительство Тюменской области заключило соглашение с российской компанией Cognitive Technologies, которая занимается разработкой компонентов искусственного интеллекта. Тюмень станет пилотным городом, в котором задействуют систему «Нейронный город». Она позволит с помощью городского транспорта контролировать дорожную ситуацию, отслеживать ямы на дорогах, сохранность разметки, светофоров и знаков, а самое важное — создаст 3D-модель города, по которой беспилотники будут учиться ездить в городских условиях. В перспективе Тюмень станет единственным городом, подготовленным для тестирования беспилотных автомобилей. Рассказываем об этом подробно.

Реализовать задумку изобретателей поможет городской транспорт, который будет в постоянном режиме диагностировать состояние городской среды.

— «Нейронный город» — это проект с перспективой международного тиражирования. Мы создадим в Тюмени компетенцию по применению нейронных сетей в городском хозяйстве, — рассказал 72. ru Андрей Черногоров, генеральный директор Cognitive Technologies. — Уже через год мы планируем показать прототип и начать его тестировать. Остановились на городских автобусах. На 15 машин установят комплекс мониторинга — это камера с вычислительным блоком, их город получит в аренду. Это позволит отслеживать каждый объект городской среды, проверять его 3 раза в день. Также мы создадим локальную подоснову, то есть зафиксируем текущее состояние объектов, а дальше уже будем мониторить с помощью автобусов. Речь идет, например, о светофорах, знаках, разметке, дорожных ямах.

Как будет работать система «Нейронный город»?

«Нейронный город» свяжут с городской системой исполнения поручений, которую сейчас дорабатывают в Cognitive Technologies. При выявлении нарушений автоматически будет формироваться поручение подрядчику, отвечающему за объект. Потом подрядчики в этой же системе будут отчитываться, а курсирующий городской транспорт проверит, устранена ли проблема. На проверку уйдет несколько часов.

— Получается, что автобусы будут проверять подрядчиков. Сейчас это как делается? Есть несколько человек, которые выборочно и визуально контролируют устранение тысяч нарушений (приходят и смотрят. — Прим.авт.). Понятно, что они смотрят самое важное. Есть другой способ контроля: портал «Тюмень — наш дом», где люди могут оставить жалобы. Это нормальный способ, но это значит, что недовольство уже случилось. Человека что-то взбесило, и он решил пожаловаться. Реакция постфактум, и она негативная. И на этом портале взаимодействуют с властями в основном жители. А автомобилисты объедут яму и всё. Они не будут останавливаться, фотографировать, отправлять жалобу. И так тысяча человек в эту яму чертыхнутся, пока не настанет черед визуального планового осмотра, во время которого яму зафиксируют, напишут жалобу подрядчику, он через три недели отчитается, что устранил нарушение, и еще через две недели факт проверят. И так за три месяца яма закроется. Вот мы и ускорим этот процесс, — пояснил Андрей Черногоров.

В перспективе все усложнится. На программу будут довешивать дополнительные функции. Например, можно будет с автобуса отслеживать нарушения ПДД, неправильную парковку, нарушение правопорядка, собирать статистику.

Александр Моор и Андрей Черногоров после подписания соглашения

Александр Моор и Андрей Черногоров после подписания соглашения

Поделиться

При чем здесь беспилотные автомобили?

Оснащенные датчиками автобусы помогут создать 3D-карту Тюмени, которая станет ключевым ресурсом для создания беспилотного транспорта, который сможет встроиться в живущий своей жизнью город. Основываясь на этих данных, компаниям будет проще создавать беспилотники, которые станут ездить в реальной среде.

— Сейчас существует гигантский рынок тренинговых программ с условиями, когда алгоритм обучает езде, как в игре GTA. Но реальные условия езды далеки от GTA. Дождь, снег, освещение, тысячи параметров. А мы будем давать программу с реальными условиями, которые будут обновляться не просто три раза в день, а десятки раз, — поделился перспективами Андрей Черногоров. — Тюмень станет самым готовым городом в России к испытанию беспилотников.

Машины, по его словам, станут умнеть постепенно. Новые автомобили по мере обновления прошивок будут учиться новым навыкам: самостоятельной парковке, экстренному торможению и прочее. Этот процесс можно сравнить с обучением ребенка, который каждый день узнает что-то новое и потом применяет знания на практике.

Будут ли испытывать самостоятельные автомобили в Тюмени — пока не известно. Чтобы перейти к испытаниям в городской среде, нужно разрешить не только этические проблемы, но и соблюсти сотни условий.

— Как беспилотник будет действовать в снег, а в дождь? Нужно понимать, что у нас всегда будет беспилотник с дисклеймером, дополнительным ограничением, или для них будет создана дорога, на которую не смогут, например, выбежать дети. Либо должен произойти большой рывок в технологиях искусственного интеллекта, то есть должен появиться так называемый сильный искусственный интеллект, который начнет сам себя обучать. Либо все исключения должны быть настолько отработаны, что система с вероятностью 99,99999 распознает во всех условиях всё, что возможно. Это нереально. А если у вас сохранится хотя бы малейшая вероятность того, что робот собьет пешехода? Толерантность общества к этому нулевая. Роботу нельзя это делать, а человеку можно. Обществу нельзя сказать: «Мы выпускаем роботов на дорогу, и они будут сбивать жителей, но в два раза меньше, чем люди». Это не принимается, — объяснил Андрей Черногоров.

Сейчас Cognitive Technologies сконцентрированы на том, чтобы научить беспилотники видеть лучше. Их технологиями пользуются крупные автоконцерны, которые интегрируют их разработки в собственные беспилотные машины.

В Тюмени у организации уже работает офис, в нем трудятся 10 человек, среди которых двое тюменцев. В перспективе штат увеличат до 50 человек. В первую очередь разработчикам понадобятся математики и программисты. Добывать специалистов будут в других регионах — у нас, по словам руководства компании, проблема с такими умельцами. Разрешать дефицит кадров планируют совместно с ТюмГУ, где Cognitive Technologies откроют кафедру нейронных сетей. Учить студентов там будут работающие практики.

Фото: Ирина Шарова

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter