Город Когда-то по нему ходили поезда: уникальные кадры демонтажа и история тюменского совмещенного моста

Когда-то по нему ходили поезда: уникальные кадры демонтажа и история тюменского совмещенного моста

Огромную ферму, вес которой составляет 760 тонн, сняли с постоянных опор и отправили на разбор.

Металлическую конструкцию отправили вниз по течению на пирс, оборудованный для разбора

В минувшие выходные в Тюмени прошла уникальная операция. С совмещенного моста на улице Мельникайте сняли первую металлическую ферму. По словам специалистов, вес демонтированного пролетного строения составляет 760 тонн. С помощью специально оборудованной плавучей платформы металлическую конструкцию приподняли, сняли с постоянных опор и отправили на пирс, расположенный ниже по течению, для разбора. Подготовка к этой операции шла целый месяц. Для проведения всех необходимых работ старый мост в первых числах сентября пришлось закрыть для движения транспорта.

К разбору пешеходной части моста подрядчик приступил летом

— За это время мы усилили фермы. Все старые заклепки пришлось заменить на болты. Это необходимо для того, чтобы сделать переопирание фермы на плавучую опору. В реке установлены якоря. Сплавлять будем с помощью лебедок, — рассказал директор территориальной фирмы «Мостоотряд-36» Андрей Лазарев.

Снять ферму с постоянных опор удалось в субботу, 7 октября

Демонтировать ферму планировали еще в середине прошлой недели, но погода внесла свои коррективы. Приступить к одному из самых сложных этапов разбора совмещенного моста специалисты смогли лишь 5 октября. Одного дня подрядчику не хватило, снять ферму с постоянных опор удалось только в минувшую субботу.

— Такую операцию в Тюменской области еще не проводили. Сейчас демонтируется первое пролетное строение железнодорожного моста. Две баржи, на которые установлены специальные опоры, заведены под пролет. После того, как он будет закреплен на временных опорах, начнется откачка воды из барж. Они будут постепенно всплывать и снимут фермы с постоянных опор. В дальнейшем эти пролетные строения будут смещены ниже по течению на специальный пирс, где их и разберут, – рассказал замначальника ГУС Тюменской области Андрей Чистяков.

В следующие выходные подрядчику предстоит снять ферму с автомобильной части моста. Второе пролетное строение тяжелее, конструкция весит около тысячи тонн. В целях безопасности на время демонтажа новый мост закроют для транспорта.

История совмещенного моста

В 2001 году железнодорожные колеи разобрали и на их месте уложили плиты для пешеходной дорожки

Совмещенный мост, расположенный в створе улицы Мельникайте, прослужил тюменцам верой и правдой около 50 лет. Его история началась в середине XX века. Своим появлением он во многом обязан развитию энергетики. Для строящейся на берегу Туры ТЭЦ требовалось топливо. Поставщиком горючего для теплоэлектроцентрали, которая начала свою работу в 1960 году, стали торфопредприятия, расположенные в районе поселка Боровский, но их мощности было недостаточно. Добывать торф решили на Тарманском болоте. Для его транспортировки проложили узкоколейную железную дорогу.

В 1965 году началось строительство железной дороги Тюмень–Тобольск. Вскоре приступили к сооружению моста ниже Тюмени у деревни Субботина. К 1967 году дорогу до Тобольска проложили, а мост у деревни построить не смогли. Тогда на совмещенном мосту рядом с узкой колеей проложили широкую железную дорогу на левый берег Туры до поселка Тарманы, а дальше параллельно Тобольскому тракту протянули до станции Туринская. Первые грузовые и пассажирские поезда до Тобольска ходили по совмещенному мосту, пока в начале 70-х годов не построили мост у Субботиной.

Строительство моста для торфяной узкоколейки началось в 1966 году, а «совмещенным» в полном смысле этого слова он стал к концу 60-х, когда на восточной половине появились рельсы стандартной колеи, а с западной стороны выросла автомобильная эстакада.

В 1980-х годах тюменская ТЭЦ перешла на газовое топливо, потребность в узкоколейке отпала. К этому времени на осушенной части болот разместились десятки садоводческих обществ. До 1999 года дачников возили по узкоколейке в крошечных пассажирских вагонах. Вскоре перевозки прекратили, а в 2001 году обе колеи разобрали и на месте железнодорожных путей уложили плиты для пешеходной дорожки.

Автомобильная часть совмещенного моста к этому времени уже ослабла. В последние годы по ней мог двигаться только легковой транспорт с нагрузкой на ось не более чем 3,5 тонны.

Не отвечала требованиям динамично развивающегося областного центра и пропускная способность старого моста. Две полосы (по одной в каждую сторону) с большим трудом справлялись с резко возросшим потоком машин. На подъездах к Туре постоянно скапливались пробки, а когда на совмещенном мосту происходили аварии, в этой части города наблюдался настоящий транспортный коллапс.

Реконструкция моста через Туру в створе улицы Мельникайте

Строительство дублера началось осенью 2016 года

15 октября прошлого года рядом со старым совмещенным мостом началось строительство дублера. Руководство компании «Мостострой-11» пообещало возвести его в рекордно короткие сроки. Вместо трех лет, которые были предусмотрены контрактом, мост построили всего за год.

Новый мост, состоящий из трех полос, уже полностью готов к открытию

Разобрать старый совмещенный мост и по сути возвести его заново подрядчик планирует к 2019 году. В итоге тюменские автомобилисты получат два новых моста и шесть полос для движения (по три в каждом направлении). Проектом также предусмотрено обустройство пешеходных и велодорожек.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости из жизни Тюмени. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/news_72ru.

Анастасия Жердина
Фото: Сергей Бушуев, Ирина Шарова, Семен Громов, Иван Сидоренко
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем