Более 20% родителей сегодня сталкиваются с непониманием педагогов, которые исписывают дневник первоклашки красными чернилами – сплошь замечания по поведению. Неврологи, к которому обращаются уже почти отчаявшиеся родители, говорят: гиперактивный ребенок, физически абсолютно здоров, но требует особого подхода.
Гиперактивность (если она не носит клинического характера) детей – наша плата за перенаселенность большого города, где ребенку просто негде выплеснуть энергию, ухудшение экологии. Результат – конфликты с учителем, одноклассниками, школьной администрацией.
Чтобы помочь гиперактивному ребенку адаптироваться в школе, потребуется определенное педагогическое мастерство. Учитель ни в коем случае не должен относиться к такому ребенку, как к избалованному, невоспитанному, призывать его к порядку излишней строгостью и постоянными «двойками». Учитывая особенности ребенка, не нужно ставить перед ним сразу несколько задач: «Открой дневник, возьми ручку, запиши домашнее задание». Что-то из этого ребенок все равно пропустит – и не потому, что он не хочет выполнить требование учителя; внимание неизбежно отвлечется на упавшую ручку, птицу за окном или заглянувшего в класс завуча. Поэтому учителю придется контролировать все этапы выполнения задания ребенком.
Точно то же самое относится и к родителям. Помните: бессмысленно спрашивать с гиперактивного школьника окончательного результата – например, выполненной «от и до» домашней работы. Как правило, тетради таких детей далеки от того, чтобы назвать их образцом чистописания. Поэтому лучше с первых дней в школе приучить ребенка сначала делать «домашку» на черновик и только после этого переписывать в школьную тетрадь.
Крайне важным для преодоления синдрома гиперактивности является соблюдение режима дня. Отход ко сну и подъем, прием пищи, игры и прогулки – всему свое время. Не забудьте похвалить ребенка, если он все сделал правильно!
Разумеется, никакой речи о вседозволенности. Однако запреты в случае с гиперактивным ребенком малоэффективны. Попробуйте действовать, не наказывая, а поощряя. Разработайте собственную систему поощрений, например, за хорошие поступки начислять определенное количество баллов. Сначала это будут самые простые действия: не забыл умыться, убрать постель, собрал портфель. По мере того, как ребенок будет привыкать к дисциплине, задания будут усложняться: день без замечаний в дневнике, неделя без «двоек». Четко оговорите, какая награда ждет ребенка, когда он наберет оговоренное количество баллов – и обязательно соблюдайте условия договора, иначе ребенок потеряет стимул к выработке позитивной модели поведения.
Помните: гиперактивность усложняет жизнь не только родителям, учителям, но и самому ребенку. Пройдут годы и ваш непоседа станет уверенным в своих силах молодым человеком, в котором трудно распознать прыгавшего через веник уборщицы первоклашку, двоечника-подростка, о котором вспоминают с ужасом учителя. Это реально, если в семье он найдет неизменную поддержку и понимание. Наверное, это и есть главный «рецепт» общения с гиперактивным ребенком.
Психолог «Детского телефона доверия» МГППУ, член экспертного совета благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее» Алина Громова: «Сейчас в обществе появилась тенденция диагнозом «гиперактивность» называть любое активное поведение ребенка. Гиперактивность – это минимальная мозговая дисфункция и подобный диагноз может поставить только врач. Для начала необходимо обратиться к невропатологу, определить, есть ли основания ставить подобный диагноз и если результат исследования положительный и у ребенка присутствует гиперактивность, тогда необходима работа с психологом совместно с медицинским сопровождением».
Фото: Фото с сайта Мyxaxa.ru