Еще несколько лет назад в России нередки были случаи, когда тугоухость или глухота диагностировались у детей в возрасте двух-трех лет, а то и у дошкольников. При этом мамы таких детей, как правило, замечали, что ребенок не отзывается на имя или в возрасте двух лет еще не говорит. Однако родители либо тянули с обращением к сурдологу, либо откладывали поход к нему, успокоенные лором в детской поликлинике.
Малыш, ты меня слышишь?
«Нас отоларинголог убеждал, что некоторые дети начинают говорить в три года и, пока сыну полтора, рано бить тревогу», – пишет на форуме мама семилетнего Андрея Ольга. Лишь когда ребенку исполнилось два года, а он по-прежнему молчал, Ольга отправилась на обследование в центр патологии слуха, где ее сыну и поставили диагноз «тугоухость».
До недавнего времени в России, по большому счету, не было доступного и качественного метода выявления тугоухости на первых днях жизни. С 1996 года, согласно приказу Минздрава, проводился скрининг новорожденных, который включал два этапа. На первом педиатры в роддоме выявляли факторы риска по тугоухости и глухоте и делали соответствующие отметки в выписной справке ребенка. На втором этапе, проводившемся в детской поликлинике по месту жительства, лор проводил анкетирование родителей и проверку поведенческих реакций ребенка на звуки в возрасте одного, четырех и шести месяцев с помощью звукореактотеста.
При отсутствии реакции ребенок направлялся на консультацию в сурдологический центр для диагностического обследования. Однако процент выявления детей с нарушениями слуха в более старшем возрасте, например, после двух лет, хоть и снизился, но не ушел вовсе. «Таким образом, мы пришли к выводу, что скрининговые обследования слуха не должны ограничиваться детьми, имеющими факторы риска по тугоухости, поскольку уже установлено, что у половины детей с нарушениями слуха в анамнезе отсутствуют факторы риска по тугоухости. А значит аудиологический скрининг должен охватывать всех новорожденных», – пишет профессор Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи Инна Королева.
На проверку становись
С 2008 года в рамках нацпроекта «Здоровье» аудиологический скрининг проводится всем новорожденным вне зависимости от того, имеются или нет у них факторы риска развития тугоухости или глухоты. Традиционно к таковым относят отягощенную наследственность, то есть наличие среди ближайших родственников слабослышащих людей, патологии внутриутробного развития и преждевременные роды. Однако негативно на способности слышать могут сказаться и желтуха новорожденных, и неврологические расстройства, и даже долгое пребывание под аппаратом ИВЛ в случае реанимационных мероприятий.
Однако какие бы факторы ни повлияли на снижение слуха у ребенка, важно выявить данную патологию на ранних этапах и своевременно принять меры. «Если глухоту или тугоухость сурдолог диагностирует у ребенка на первом году жизни и данная патология сразу же компенсируется, то у малыша есть шанс к трем годам догнать в развитии своих сверстников, – рассказывает заведующий отделением реабилитации слуха детской поликлиники Алексей Вознесенский. – Если же подобные мероприятия провести, когда ребенку исполнится три года, то своих сверстников он не догонит в развитии даже к 12 годам». Именно поэтому врачи так бьются за раннюю диагностику проблем со слухом, чтобы успеть принять меры и сохранить темп развития малыша.
Слушать и слышать
Одним из основных способов реабилитации детей с нарушениями слуха является слуховой аппарат. Современные технологии позволяют носить данный прибор даже младенцам. «Хорошо отрегулированный слуховой аппарат максимально близко к естественному процессу компенсирует тугоухость любой степени, – поясняет врач-сурдолог отделения реабилитации слуха детской поликлиники Ирина Айчувакова. – Современные модели легки и негромоздки, имеют надежные крепления и не ограничивают ребенка».
Правда, некоторые родители стесняются того, что их ребенок вынужден носить слуховой аппарат, и поэтому надевают от случая к случаю – например, когда идут на прогулку или вынуждены оставить малыша с бабушкой или няней. «Ношение слухового аппарата обязательно должно быть ежедневным, чтобы ребенок не выключался из звуковой среды, – советует педагог-сурдолог Иван Кувалов. – Мозг растущего человечка постоянно должен быть в тонусе, чтобы учиться принимать и обрабатывать звуковую информацию. Без этого невозможно полноценное развитие психики ребенка, его речи, координации и даже таких психических процессов, как память, внимание и даже воображение».
Однако при диагностировании полной глухоты слуховой аппарат ребенку не поможет, зато поможет кохлеарная имплантация. «Как правило, показанием к данной операции является двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота, а также глухота, при которой не выявлено психологических или когнитивных проблем и серьезных сопутствующих соматических заболеваний», – пояснила детский отоларинголог Ирина Дубинец. Кохлеарный имплантат представляет собой тандем вживляемого и поверхностного приборов. Внешний прибор – это микрофон, который улавливает звуки и транслирует их на внутреннюю часть аппарата – приемник, сопряженный с дешифратором сигналов и электродами, вживляемыми в слуховую улитку. Операция по вживлению имплантата малоинвазивна, проходит практически без осложнений.
При этом стоит помнить, что сама по себе кохлеарная имплантация не сделает ребенка слышащим. Чтобы научить мозг воспринимать сигналы как звуки и развивать речь, после операции необходимо пройти полный курс реабилитации. В его процессе специалисты будут настраивать процессор, чтобы он максимально соответствовал физиологическим особенностям ребенка, а педагоги будут учить ребенка воспринимать, различать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт в повседневной жизни. Именно поэтому важно, чтобы процесс обучения слуху и речи происходил в тот период, когда это обусловлено развитием головного мозга – то есть до двух лет.