«Мне 41 год, сыну восемь. Пять лет назад я овдовела, и с тех пор не могу найти для ребенка отца: ни один из кандидатов не выдерживает проверки семейным бытом. Я считаю, что лучше уж совсем без отца, чем с никудышным, который либо выпивает, либо торчит на работе до ночи и еще по выходным», – жалуется посетительница форума матерей-одиночек Ирина К. Ее поддерживают многие форумчанки, которые либо отчаялись найти спутника, либо сразу решили, что достойного кандидата на роль отца в природе уже не существует.
Неужели родителям-одиночкам на самом деле так сложно найти партнера для создания полной семьи? Действительно ли всех хороших кандидатов уже разобрали, или мамы и папы, воспитывающие детей одни, о чем-то умалчивают?
Один раз и на всю жизнь
Неутешительную статистику опубликовали социологи Франции. Оказывается, с 2002 по 2010 год число неполных семей в стране выросло в три раза, при этом 73% из них возникли в результате развода супругов и лишь 27% – в результате смерти одного из них. При этом, оставшись без второй половины, люди не торопятся вступать в повторный брак: только 16% разведенных или овдовевших французов вновь создают полные семьи. Конечно, во Франции размер пособий несопоставим с российскими, поэтому там мать-одиночка не будет стеснена в средствах, воспитывая ребенка самостоятельно. В России процент неполных семей тоже немаленький, но почему наши люди не хотят заводить постоянные отношения с партнерами? «У большинства людей, которые одни воспитывают детей, опыт супружеской жизни – будь это официальный или гражданский брак, как правило, негативный, – поясняет семейный психолог Анатолий Чуров. – Один раз обжегшись, человек не хочет повторения неприятных моментов. Ему проще остаться одному, чем снова довериться другому человеку».
Ребенок в данном случае играет роль щита, считают психологи. Им удобно оправдывать свои страхи и бездействие. «Очень часто женщины говорят: «Лучше пусть у ребенка не будет отца, чем будет отец-алкоголик», но при этом подразумевают, что сами против мужа-алкоголика, – говорит психолог Наталья Дрозд. – То же самое происходит и с одинокими папами. Они говорят, что никто не заменит ребенку родную мать, хотя на самом деле имеют в виду, что не хотели бы видеть рядом с собой никакую другую женщину, кроме бывшей супруги». Получается, что интересы ребенка в данной проблеме вторичны. Родители-одиночки стараются обезопасить от повторения негативного опыта в первую очередь себя. Как правило, такой образ мыслей характерен для разведенных, но почему вдовцы не торопятся создавать семью?
«После потери супруга или супруги в душе человека поселяется страх, – рассказывает писатель Алексей Боровин. – Страх новой потери, страх того, что новая пассия будет не похожа на умершего супруга, страх, что ребенок не примет мачеху или отчима». Не каждый человек имеет смелость признаться себе в таком страхе, и тем более не каждый найдет в себе смелость его преодолеть. Однако пристальный взгляд окружения – друзей, соседей, родных – заставляет человека искать приемлемое оправдание своему бездействию. Так появляются причины из серии «все мужики козлы» или «всех хороших уже разобрали».
Есть ребенок – мужа не надо
Однако есть немалая доля родителей-одиночек, которые просто не задумываются о повторном браке, посвящая всю жизнь ребенку. «Чаще всего такое поведение свойственно женщинам, потому что материнский инстинкт направлен в первую очередь за защиту потомства, и он подавляет инстинкт размножения, заставляющий самку искать партнера», – говорит биолог Константин Трухин. Его слова подтверждает пост Наты Л. с форума матерей-одиночек: «Моему сыночку четыре года, мы с ним счастливы. У нас такая сильная энергетическая связь, что нам никто третий не нужен!»
Правы ли такие родители, которые возлагают на своего сына или дочь роль одного из творцов домашнего очага? «В этом случае стоит говорить не о сильной энергетической связи между ребенком и мамой, а о нежелании мамы впускать постороннего человека в свой мир, который она вместе с ребенком выстраивает день за днем по своему разумению, – комментирует ситуацию Наталья Дрозд. – Семья дарует человеку три основных чувства – любовь, защищенность и психологический комфорт. Наладив для себя функционирование этих трех составляющих, родитель-одиночка будет всеми силами сопротивляться появлению третьего лица, которое, несомненно, внесет некий хаос, и придется начинать строительство заново».
Получается, что, с одной стороны, такие семьи можно назвать полноценными и даже полными, потому что основная задача выполнена: в семье есть любовь и психологический комфорт, дарующие чувство защищенности. Но, с другой, нагрузка по созданию этого комфорта ложится и на ребенка, который в той или иной мере вынужден брать на себя функцию отсутствующего родителя. Правда, степень этой нагрузки зависит от умения и готовности одного из родителей выполнить обе роли сразу и достичь той цели, что задана природой. Ведь зачастую семьи, где есть и папа, и мама, не могут похвастаться психологическим комфортом.