Вот уж не знаю, дорогие мои, чем мы провинились перед редакторами, что имеем необходимость писать о любви. Любовь (или картошка – как кому удобнее) – тема, с одной стороны, неисчерпаемая, с другой – о ней сказано столько, что было бы глупо рассчитывать прочитать или, что более актуально для меня, написать что-то оригинальное. Учитывая, что о любви меньше всего говорит тот, кто лучше всего ее умеет (изящно намекнул я на себя), написано будет не очень много и не совсем о любви.
Предлагаю поговорить на тему выбора спутника (-цы) жизни, отрезка жизни или отрезка такого отрезка, в общем, у кого как получается. Сразу прошу прощения у высокочувствительных персон, верящих в любовь с первого взгляда: мой подход к вопросу исключительно прагматический.
Среди множества критериев, по которым мы выбираем себе вторую половину (или думаем, что выбираем, тогда как выбирают нас), есть один, не перестающий меня интересовать. Это – общий художественный вкус.
Как часто мы стремимся выбрать человека, похожего на нас. Как часто мы думаем, что любовь к одним и тем же поэтам, продолженная строчка стихотворения, жонглирование цитатами – это пароль, знак, что человек твой, и жить вам в радости, принимать ванну вместе, беседуя о творческой манере поэтов пушкинской поры.
И как часто обжигаемся на этом. Подтверждений в истории и литературе сколько угодно. Гумилев и Ахматова, например, будучи супругами и большими ценителями поэзии Некрасова, применяли его стихи на все случаи жизни (цитируется по книге К.И. Чуковского «Воспоминания об Анне Ахматовой»).
Гумилев (cидит за столом и работает над очередным шедевром):
Белый день занялся над столицей,
Сладко спит молодая жена,
Только труженик муж бледнолицый
Не ложится, ему не до сна.
Ахматова (не вставая с постели):
...на красной подушке
Первой степени Анна лежит.
Однако не сказать, что брак двух поэтических величин получился удачным. С человеческой точки зрения, не с историко-литературоведческой.
Джордж Бернард Шоу всем своим творчеством (нагляднее всего – в «Пигмалионе») показал, что нет ничего страшнее одинаковости, похожести и общности вкусов: «Не поддавайся заблуждению, что мужчина будет для тебя внимательным и любящим другом оттого, что у него одинаковые с тобою вкусы и что он одинаково с тобой понимает слова, мысли и творения любимых тобою авторов, оттого, что тоже предпочитает их перед другими».
Хигинс не женится на Элизе Дулитл, она стала его копией, она ему неинтересна. Так должны ли мы стремиться найти человека, похожего на нас, или «все будут одинаковы в гробу. Так будем хоть при жизни разнолики»?
P.S.: Конечно, все сказанное условно, а любовь – явление более сложного порядка и не сводится только к художественным предпочтениям (есть, между прочим, еще и кулинарные!). В любви все-таки больше иррационального, необъяснимого: кому-то хорошо со своей копией («Ад – это другие», – сказал Ж.П. Сартр и выбрал в спутницы Симону де Бовуар), кому-то – с полной противоположностью (и тут я не могу найти аналогию), главное, чтобы было хорошо.
И я полагаю, что хорошо должно быть в первую очередь с самим собой. Имея внутреннюю гармонию, мы будем в гармонии с любимыми, а разность или общность вкусов не станет камнем преткновения.