Ужасающие последствия нефтяной катастрофы в Мексиканском заливе помогают ликвидировать тюменские новаторы. 22 апреля 2010 года на территории залива после 36-часового пожара, последовавшего за мощным взрывом, затонула нефтяная платформа, управляемая компанией British Petroleum. Нефтяное пятно достигло побережья штатов Луизиана, Флорида, Алабама и Миссисипи. Это происшествие признали первой по своим масштабам нефтяной катастрофой в истории человечества: 300 тысяч квадратных километров морских территорий были загрязнены, в окружающую среду вылилось более пяти миллионов баррелей нефти.
Принять участие в столь важной миссии – ликвидации последствий глобальной экологической катастрофы – довелось сотрудникам Тюменского научно-исследовательского института экологии и рационального использования природных ресурсов (НИИ ЭиРИПР). Небольшая компания, которая зародилась в стенах Тюменского государственного университета, вышла на такой высокий уровень, что теперь помогает спасать природу на другом конце земли, в стране, где граждание на полном серьезе считают себя во всем лучшими в мире.
Переговоры по возможному сотрудничеству велись в течение нескольких месяцев. Американцы рассмотрели десятки тысяч предложений по ликвидации последствий аварии, но наиболее действенными и эффективными в итоге были признаны научные разработки новаторов из нашего города.
Заметим, что научно-исследовательский институт экологии и рационального использования природных ресурсов предложил сразу несколько научных разработок, однако наибольший успех получила технология применения нефтесорбирующего бона (биофильтра). Как результат – подписан контракт с американской компанией Global Remediation Group, LLC.
Нефтесорбирующий бон применяется для уничтожения загрязнения воды сырой нефтью и нефтепродуктами. «Биофильтр состоит из «рукава», в котором размещены поплавки, позволяющие держаться на поверхности воды, и волокон с высокоактивной поверхностью, на которую насаживаются так называемые иммобилизованные бактерии или микроорганизмы. Эти бактерии разработаны учеными Тюменского государственного университета. Но, к сожалению, они оказались не приспособлены для использования на американском континенте. Поэтому ученые из Техаса разработали свои весьма эффективные бактерии. Они питаются загрязнениями, очищая воду. Устройство позволяет в десятки и сотни раз снизить загрязнение воды, его особенность в том, что нефти никак не удастся проскочить волокна», – рассказал руководитель Западно-Сибирского отделения компании «Глобал Венчур» Виктор Рядинский.
Два дня назад поступило сообщение о том, что аварийная скважина закрыта и больше утечки нет. Как сообщила директор ООО «НИИ экологии и рационального использования природных ресурсов» Юлия Денеко, на сегодняшний день Мексиканский залив очищают около 20 компаний. Большую часть объема ликвидационных работ взяли на себя «виновники» – сотрудники British Petroleum. Главное же условие американского правительства – максимальное задействование местной рабочей силы. Несмотря на это сотрудники тюменского института продуктивно работают на территории всех четырех штатов, осуществляя уборку нефти.
«Мы приступили к работе по ликвидации последствий аварии в конце июля и продолжим до тех пор, пока это будет необходимо. Суть контракта в том, что мы поставляем материал, консультируем, проводим авторский надзор. Периодически туда выезжают несколько наших сотрудников», – сообщила Юлия Денеко.
Необходимо отметить, что в нашей стране технология применения нефтесорбирующего бона не получила такого признания, как за рубежом. Идеологом создания считается Петр Гвоздяк – профессор из Украины. В конце 90-х годов эту технологию применяли на месторождениях Нефтеюганского района, на Ямале. Патент ранее принадлежал частным лицам из Тюмени, которые три года назад разочаровались в технологии и перестали платить пошлину.
Возродить научные разработки помог грант губернатора, и сейчас они активно развиваются в стенах тюменского Технопарка. «То, что мы начали продвижение технологии с Америки, открывает гораздо больше перспектив для ее использования в нашей стране. Об успехе за рубежом наслышаны, и уже поступают предложения о сотрудничестве в России. Так получилось, что наши бизнесмены верят всему, признанному иностранцами, больше, чем российскому», – отметила Юлия Денеко.