Директор областного центра дополнительного образования детей и молодежи Вера Шерегова – фигура в Тюмени заметная. И в первую очередь – в сфере спортивных танцев. Вот уже более 10 лет Вера Шерегова является руководителем ансамбля формейшн «Вера», с 2005 года – президентом федерации спортивного танца области. Но под опекой Веры Алексеевны сейчас не только спортсмены-танцоры, но и вся творческая молодежь области.
– Как успехи ансамбля «Вера» на последнем Чемпионате Европы?
– На последнем чемпионате Европы в Венгрии сборная команда Тюменской области, которая является сборной командой России, поскольку защищает честь страны на чемпионатах Европы и мира, завоевала серебряные медали. Борьба была достаточно предсказуемой, победу одержала немецкая команда. Мы уже по опыту многих лет знаем, что в Европе, даже при равном танце и даже в случае преимущества любой другой команды, выигрывает команда из Германии.
– Почему так?
– Судейская коллегия, которая состоит из представителей разных стран, более положительно настроена к участникам из Европы, нежели к российским. Этот фактор ощутим. Пробиваться на призовые и победные места нам приходилось с большими трудностями. И чтобы занять третье место, нам нужно было танцевать на первое, а чтобы занять первое – танцевать значительно лучше лидеров. Но даже в последнем случае мы выигрываем, только если турнир проходит на российской земле.
– А когда «Вера» становилась победителем?
– Это было в Москве в 2006 и 2008 годах. Причем, в 2006 году мы получили всего лишь два первых места и два вторых. Это был лучший результат. То есть даже на своей земле мы получили первое место только от двух судей, при том, что специалисты из других стран признают высокий уровень нашей команды. Но все равно, если есть возможность выбора в пользу Германии, они сделают его.
– Германия действительно является одной из сильных команд?
– Да, Германия действительно является сильнейшей страной в рамках ансамблевого танца формейшн. Это страна, которая представляет две команды европейской программы и две команды латиноамериканской на чемпионатах Европы и мира, и практически всегда занимает первые места. Как правило, обе команды Германии всегда в финале, и обе команды часто завоевывают призовые места.
– Судейство в танцах очень субъективно. Наверняка гораздо субъективней, чем в других видах спорта?
– Иначе и быть не может. И это пока единственная причина непопадания танцевального вида спорта в плеяду олимпийских – отсутствие четко выраженных секундомером либо высотой планки критериев оценки результата. Если мы говорим о фигурном катании и гимнастике, то эти виды спорта имеют более долгую историческую традицию, и в них есть элементы, правила исполнения которых четко прописаны. Именно за эти элементы начисляют баллы. В нашем, танцевальном спорте, хотя все и классифицировано на фигуры и разделяющие элементы, и есть критерии позиций, линии, музыкальности, но их нельзя измерить так явно, как в гимнастике или в фигурном катании.
– Что нужно для того, чтобы судейство не было таким субъективным? Возможны ли действительно независимые судьи в танцах?
– Я думаю, это иллюзия. Люди всегда будут иметь симпатии. Даже если им совершенно все равно, просто живя всю жизнь в Западной Европе, даже в стране, не имеющей своей команды по формейшн, предпочтение все равно отдадут немецкой команде. Немцы ближе, это Евросоюз, а Россия всегда выглядит со стороны страной-агрессором, страной, от которой идет какая-то угроза.
– Что сейчас происходит в коллективе? Как в «Веру» попадают новые танцоры? Как часто коллектив обновляется?
– В коллективе все развивается по спирали, периодически повторяясь, но с какими-то новыми акцентами, особенностями. На данный момент команда десять лет имеет звание чемпиона России, чемпиона Европы и мира. Сейчас коллектив находится на финишной прямой по смене поколений. Пятьдесят процентов состава команды – те, кто протанцевали здесь от семи до одиннадцати лет. Этим заслуженным мастерам спорта по 25–26 лет, и, конечно, каждый год для их карьеры может стать последним.
Во-первых, когда ребята заканчивают вузы, если это не специализированное обучение танцевальному спорту, они выходят на работу, и мы прощаемся. Обычно танцуют со школьных лет, и, когда заканчивают высшую школу, мы их теряем. Этот момент приближается, когда и те, кто учился в академии культуры на кафедре эстрадного спортивного танца, находятся на финишной прямой танцевальной деятельности. К 30 уже надо работать: за то, что танцуют, денег они не получают, им нужно зарабатывать на свою жизнь, на свою семью. Поэтому любая стабильная работа не даст возможности проводить учебно-тренировочные сборы, выезжать четыре раза в год на чемпионаты, а это недели две-три предчемпионатной подготовки и еще сами соревнования.
Поэтому приходит пора, и мы прощаемся с лучшими из лучших. Но к этому времени подрастает уже следующее поколение. Пополнение приходит к нам, прежде всего, из наших тюменских клубов и коллективов. В первую очередь, из Центра спортивного танца.
– Чем занимаются те, кто закончил свою танцевальную карьеру в «Вере»?
– Те, кто учился в Нефтегазе или ТюмГУ, занимаются по своей специальности. Хотя есть ребята, которые будучи юристами, экономистами, все-таки остаются в танцах, продолжают учить детей, набирают свои группы, открывают клубы. А те, кто заканчивают академию культуры и искусств, уже на уровне пятого курса определяются с будущим местом работы. Мы стараемся решить судьбу каждого спортсмена. Если он хочет продолжать танцевать, то мы будем стараться найти ему такую должность и работу в городе, где бы его участие в команде не мешало работе. Здесь должно быть понимание его руководителя, что это продолжение профессионального роста, которое скажется плюсом в дальнейшей деятельности.
Чем дольше тренер остается танцующим, тем он интересней ученикам как легенда, как авторитет. Когда директор учреждения дополнительного образования или какой-то школы идет на то, чтобы принять на работу такого мастера, то он в итоге выигрывает. Я, допустим, как директор нахожу возможности, чтобы у меня ребята продолжали работать и оставаться в составе команды.
– Как вы оцениваете всплеск интереса к танцам у рядовых жителей города? Два-три года назад вдруг появилось огромное количество танцевальных клубов...
– Оно таким было уже давно. Конечно, появились в последние пять лет частные клубы, но это социальные танцы. Это танцы не для спорта, а для приятного качества жизни, для гармоничного развития личности. Это одновременно и здоровье, и досуг, и интеллектуально общение между людьми, имеющими общие интересы. Мне кажется, что происходит накапливание танцевального опыта. Много лет в городе развивалось это направление, Тюмень – заметный город в танцевальном спорте и в других видах хореографии.
Именно две тюменки являются единственными представителями российского танцевального спорта, имеющими звания чемпионов мира в любительском танцевании. Одна из них – Анна Безикова, которая стала чемпионкой Европы и серебренным призером чемпионата мира. Последние годы она тренировалась в Москве, танцевала за Россию, но это наша, тюменская девочка. Здесь живут ее родители, когда-то она занималась в спортивном клубе «Огонек» у Ирины и Андрея Какуриных. Вторая – Никифорова Оксана, ученица нашей танцевальной школы, ее тренер – Любовь Онохина. Она трехкратная чемпионка мира среди любителей. Ни один российский спортсмен в дуэтном танце не добивался такого результата. Она выступала за Германию, потому что в России тюменским танцорам пробиться среди москвичей достаточно сложно. На каком-то этапе Оксане в Германии предложили партнера, она, к сожалению, до сих пор проживает там.
Эти успехи, так или иначе, влияют на количество занимающихся танцами, на их достижения. Сыграли свою роль достижения нашей команды, наличие кафедры спортивного и эстрадного танца в академии культуры и искусств. Мы за десять лет выпустили уже более 70 специалистов, которые получили образование художественных руководителей хореографического коллектива, преподавателей спортивного танца. Например, Павел Юрочкин, создатель школы Clube de Balanso, – это наш выпускник, член команды, который помимо другой своей деятельности таким образом сохранил в себе любовь к танцевальному спорту. Работает эта школа интересно. Благодаря танцевальным клубам жизнь в Тюмени стала насыщенной и многогранной.
– Как вы относитесь к появлению танцевальных дней в развлекательных заведениях? Например, в ресторане Grunge еженедельно проходят сальса-вечеринки.
– Думаю, что если в любом ресторане или клубе в программу включается что-либо развивающее, это в любом случае замечательно. Двигаясь, человек сбрасывает лишние килограммы, лишние отрицательные эмоции, а приобретает положительные. Я ни разу не была на таких вечеринках, и не могу представить, как это происходит, но думаю, что и в этом должна быть культура исполнителей и культура костюма. Сальса – это латиноамериканский танец, имеющий свободную пластику, поэтому важно, чтобы был вкус в одежде и обязательно во взаимоотношениях партнеров. Мастерство танцующих должно демонстрироваться с точки зрения этической культуры, в танце должно быть определенное целомудрие, несмотря на то, что танец свободный.
– С объединением нескольких учреждений под крылом вашего центра, что изменилось в сфере дополнительного образования в Тюмени?
– Этап подготовки и объединения проходил в трудных условиях. Нас не просто объединили, а поменяли форму – из государственных учреждений перевели в автономные некоммерческие. Это было совершенно новое дело, коллективы должны были друг друга услышать и понять. Как мне кажется, мы только выходим на этап, который можно назвать стабильным развитием. С 2010 года можно будет утверждать, что слияние состоялось не на бумаге, а в действительности. Мы учли цели и задачи разных учреждений, постарались организовать взаимодействие внутри структуры.
А что касается плюсов – усилилась мощь в целом и для каждого из направлений деятельности. Объединение ресурсов дает возможность любому из учреждений и направлений проводить торжественные открытия и закрытия своих мероприятий в прекрасном зале дворца искусств «Пионер», любые спортсмены, коллективы могут пользоваться общим транспортом центра, потенциалом наших специалистов. Режиссеры помогают с проведением и открытием соревнований, спортсмены выступают на творческих мероприятиях в качестве волонтеров. В общем, такой большой творческий коллектив, который, при условии правильного распределения обязанностей, может одновременно проводить несколько областных мероприятий в разных точках города и делать это на высоком уровне.
– Получается, что это огромный комплекс объединений и секций для детей всей Тюменской области?
– В основном дополнительное образование работает по системе отделений. Период обучения распространяется на школьный возраст от семи до 17 лет. Но продолжать заниматься можно и после окончания школы. Ходят к нам непосредственно дети города Тюмени. А для территорий юга области есть наши мероприятия, семинары, фестивали, соревнования, круглые столы и творческие площадки, слеты форумы. Мы проводим мероприятия областного и российского уровня по всем направлениям деятельности.
– Как вам удается управлять всем этим?
– На примере центра очень хорошо просматривается работа органов самоуправления. У нас созданы советы центра по нескольким направлениям деятельности: по дополнительному образованию, по молодежной политике, по художественно-творческой деятельности, по административно-хозяйственной, учебно-методической, научно-исследовательской деятельности. Есть и общий совет центра, в который входят директора учреждений и их заместители. Работа в совете центра подразумевает планирование координацию всех процессов.
– То есть это целая команда...
– Надеюсь, что да. Сегодня можно сказать, что команда состоялась. По дополнительному образованию мы получили знак качества, который будут скоро вручать в Москве, а по общей нашей деятельности стали лучшим учреждением России в сфере молодежной политики в 2009 году.
– Вы наверняка знаете, какое направление в творчестве нынешним детям интересно?
– Традиционно самым востребованными остаются направления художественно-эстетического цикла и физкультурно-спортивного. Это можно объяснить в первую очередь тем, что к нам приходят дети в основном школьного возраста и занимаются весь период учебы в школе. Именно эти направления дают возможность реализации своего внутреннего «я». В школе существуют жесткие стандарты, сама подготовка почти лишена сейчас внеучебеной деятельности. Этого и недостает детям и молодежи, спорт и искусство, будучи очень динамичными, требующими нового мышления, отдачи, пользуются наибольшим спросом.
У нас одно из немногих учреждений в области, где продолжают развиваться технические виды спорта – авиа-, авто-, судомоделирование. К счастью, момент спада интереса к этим направлениям у детей уже позади. Думаю, вскоре моделирование приобретет популярность у детей. С этого года у нас активно развивается молодежный, досуговый, социальный и спортивный туризм. С приходом лидера этого направления Людмилы Бекдаировой создан областной центр туризма «Азимут». Уже сегодня можно сказать, что все лучшие специалисты по туризму – экологическому, спортивному, экстремальному – привлечены к работе в нашем центре. Областные туристические мероприятия привлекают огромное количество участников со всех территорий Тюменской области.
– Областному центру дополнительного образования доверяют своих детей многие тюменские чиновники, политики, бизнесмены. А ваш внук посещает дворец «Пионер»?
– Внук занимается танцевальный спортом в Центре спортивного танца. Центр спортивного танца тесно сотрудничает с областным центром дополнительного образования. Мы очень часто приглашаем их коллективы на свои мероприятия. Это надежный партнер, который может выполнить любую творческую задачу. Тем более что там работают мои воспитанники и ученики. Думаю, что, так или иначе, в поле зрения дворца «Пионер» мой внук попадет.
– Вот уже несколько лет областной центр дополнительного образования проводит фестиваль «Студенческая весна». Как можно оценить прошедшую «Студвесну»?
– «Студенческая весна» вошла в мою жизнь как профессионала в 2005 году. Представьте себе, что занимаясь всю жизнь с молодежью, я никогда не была в жюри этого фестиваля, никогда не принимала в нем участия. На мой взгляд, «Студенческая весна» в Тюмени вообще развивается очень хорошо. Когда я впервые в 2005 году стала членом жюри в номинации «Хореография», я была поражена уровнем танцевальных коллективов вузов, их профессиональным подходом к делу, исполнению, костюмам. В работе их участников было видно профессиональную руку.
Считаю, что именно благодаря «Студенческой весне» в эпоху перестройки, когда во дворцах культуры распускали коллективы, мы сохранили хореографическую культуру среди молодежи. Роль фестиваля в других направлениях такая же – и в театральном направлении, и в вокальном, и в направлении моды. Направление моды, по-моему, вообще широко развивается только благодаря «Студенческой весне».
Это мощнейший фестиваль и мощнейший пласт культуры. Он держит наш регион на протяжении многих лет в числе лучших. Тюмень всегда была в лидерах на «Студенческой весне»: была в тройке, занимала второе место или была четвертой-пятой. Но если учесть, что на «Студенческой весне» представлены 70 регионов, то быть четвертым или пятым в этой плеяде – высочайший уровень. В 2009 году на Всероссийской студвесне делегация Тюменской области завоевала первое место. Это фестиваль, без которого нельзя представить культурную жизнь региона.
– Чего ждать от грядущей «Студвесны»?
– Мы ввели отдельные группы во всех номинациях. В группе «А» у нас выступают лауреаты прошлых лет. Это дает возможность вузам в первой группе выставить лучшие коллективы, а в группе «Б» – все остальные. Благодаря этому коллективы первых-вторых курсов университета скорее смогут пройти адаптацию, фестивальную школу и быстрее начнут развиваться.
Область у нас по количеству вузов не такая большая, поэтому неучастие какого-то из них – серьезная проблема. И то, что мы разделили участников по категориям, дает возможность участвовать в категории «С» – ссузам, в категории «В» – вузам, а в категории «А» – училищу искусств, академии культуры, плюс лауреатам прошлых лет.
– Участие профессиональных творческих вузов – это же нововведение последних лет?
– Да, и я хочу подчеркнуть, что студенты академии культуры и искусств становятся профессионалами, когда получают дипломы. Пока они студенты – они непрофессионалы. В академию поступают люди без специального диплома, такие же обычные абитуриенты. И я вам скажу, что 70 процентов мастеров спорта в команде «Вера» учатся в других вузах, но они выступают от этих учебных заведений и приносят им победы в «Студенческой весне». Многие студенты приходят в академию со слабой подготовкой, но, конечно, у них больше занятий по специальным предметам, чем в других вузах.
И согласитесь, было бы странно в области заботиться о том, чтобы развивался творческий потенциал студентов, которые поедут работать на буровые, и не развивался потенциал тех, кто будет работать в творчестве. Не участвуя в «Студенческой весне» студент академии культуры, во-первых, не успевает за время учебы приобрести концертный, фестивальный опыт. Сегодня поехать в другой регион на конкурс – это огромные деньги, а здесь, в Тюмени, есть такой мощный фестиваль, такая конкуренция, борьба, а академия была лишена возможности участвовать. Поэтому вузы удалось убедить, что это правильное решение.
ТюмГУ и Нефтегазовый университет в любом случае бьются в своей дуэли за баллы, а ТГАКИ достойно представляет свое мастерство и не отнимает ни у кого никаких наград. Поскольку есть четкое решение: если на одно место претендует два исполнителя – из академии или другого вуза – они оба получают первое место.
Судейскую коллегию стараемся приглашать максимально объективную. Я являюсь председателем объединенного жюри и непосредственных решений в номинации «Хореография» не принимаю. Оценки и баллы выставляют специалисты, приглашенные с других территорий, нет в жюри даже преподавателей кафедры спортивного и эстрадного танца ТГАКИ. Оценивать своих же студентов с нашей стороны некорректно. Думаю, что «Студенческая весна» будет только совершенствовать свой уровень благодаря конкуренции между исполнителями высокого уровня.
– Участники прошлых фестивалей «Студенческая весна» любят говорить: «Студвесна» уже не та, сейчас это битва профессионалов, вузы нанимают режиссеров, тренеров, чтобы готовить своих участников, вкладывают в это большие деньги». Как вы относитесь к таким заявлениям?
– Первое, в чем я убеждена: никаких больших денег в это не вкладывают. Конечно, у двух больших университетов есть какие-то ресурсы и возможности, и они действительно могут позволить себе вкладываться в подготовку к фестивалю. Но связано это, в первую очередь, с тем, что появилась определенная эстетика костюма, хорошие фонограммы. Было бы странно, если бы все в нашей жизни развивалось так динамично, что мы едва успеваем за этим ритмом, и вдруг бы не развивались самодеятельность, творчество в вузах. Это естественно и правильно, когда вузы приглашают для работы со студентами хороших, квалифицированных преподавателей. Это, как и во всем другом, момент качества.
Раньше, в основном, студенты занимались «Студенческой весной» самостоятельно, но во главе любого коллектива всегда был лидер, подготовленный лучше, чем остальные. А сейчас все вышло на новый уровень. Если среди студентов есть девушка или молодой человек, которые закончили школу искусств или музыкальную школу, то они могут дать студентам почти профессиональную подготовку. А если на курсе не оказалось человека, который был бы готов взять на себя эту работу, то просто необходимо пригласить специалиста. Хорошо, что у вузов есть на это средства, что они находят помещения для репетиций. Студенты отдают свои силы не только учебе, но и развитию творческого потенциала университета, и это дает ему престиж, баллы в аккредитации.
Да, «Студенческой весне», может, не хватает момента единения, общего мероприятия, но масштаб фестиваля так велик, что момент соревнования убрать из него невозможно. Конечно, в каких-то случаях есть перебор, особенно когда два наших крупных вуза сражаются за баллы и награды. Но, с другой стороны, лучшие всегда соревнуются между собой, и это мне понятно. Хорошо, что вузы привлекают к работе со студентами профессионалов и выпускают специалистов не только по профессии, но и разносторонне развитых личностей.