В июне прошлого года холдинг «Тюменьоблснабсбыт» приобрел пакет акций Тюменского молокоперерабатывающего комбината. Наступило время проанализировать результаты работы предприятия. Как их оценивают новые владельцы? Какова рентабельность и перспективы развития? На эти и другие вопросы корреспондента 72.ru ответил председатель совета директоров ОАО «Тюменьмолоко» Серго Степанян.
– Вы начинали с торговли, постепенно наращивая активы и в других секторах тюменского бизнеса. Расскажите о том, какими ресурсами вы владеете сейчас, какое место в ваших бизнес-планах занимает переработка молока?
– В структуру холдинга «Тюменьоблснабсбыт» входят предприятия различных видов бизнеса: торговля, строительство, сервис, девелопмент, аутсорсинг, производство. Еще одно направление, которое мы рассматриваем в перспективе и по которому сегодня ведется работа, – разработка бизнес-проекта по созданию своего агропромышленного комбината. Одним из его пунктов является строительство своей материальной базы – мегафермы, что даст возможность обеспечить производство своим собственным сырьем.
Мы работаем только на натуральном цельном молоке. Сегодня мы производим до 25 тонн молока в сутки. В перспективном плане развития мы рассчитываем увеличить этот показатель до 35 тонн к 2009 году и до 45 тонн к 2010 году. В связи с этим мы собираемся обновлять производственные мощности комбината. И в этом направлении сделаны уже некоторые шаги. Мы решили отказаться от аммиачной установки для охлаждения и стерилизации молока. Нами приобретена новая немецкая установка, в которую мы вложили 200 тысяч евро. С ее помощью рассчитываем снизить затраты на производство и повысить производительность. Следующий шаг выполнения программы модернизации – ввести в эксплуатацию новое оборудование по упаковке нашей продукции. Возможно, теперь будем выпускать молоко в ПЭТ-бутылках.
Пока продукция выходит под одной торговой маркой – «Тюменьмолоко» и, наверное, сохраним ее. Мы проводили маркетинговое исследование с целью выяснить узнаваемость марки у потребителей. Опросы, проведенные среди покупателей в тюменских магазинах, показали, что 57% опрошенных отдают предпочтение продукции бренда «Тюменьмолоко». Сейчас мы выпускаем 35 видов продукции и рассматриваем возможности по расширению ассортимента.
– Вы принципиально не используете в производстве сухое молоко? Другие комбинаты в регионе им не брезгуют и за его счет достигают уменьшения себестоимости продукции.
– Да. Наш девиз: «Натуральное молоко». Мы делаем высококачественную продукцию. Покупая ее, потребитель может быть уверен в качестве. Тем более, что с введением технического регламента использовать сухое молоко будет уже не так просто. Продукты, приготовленные с помощью сухого сырья, уже нельзя будет назвать молоком. Они будут называться молочными напитками, и объемы их продаж неизвестны. Я и моя семья потребляла и потребляет молочные продукты только марки «Тюменьмолоко». Моим детям нравятся молоко, творог и сметана. И я советую вам покупать нашу продукцию.
В ближайшие год-два мы постараемся снизить себестоимость продукции и повысить производительность. Для этого мы внедряем в производство энергосберегающие технологии и новое оборудование.
– Какие еще преимущества вашего предприятия вы можете назвать?
– Расположение в городе: утром молоко поступает на завод, перерабатывается и сразу готовым продуктом поступает на прилавки магазинов. У молока очень короткий срок для реализации – до пяти суток. Наша продукция всегда свежая, чего нельзя сказать про молочные продукты, привезенные к нам из других городов и регионов.
– Как изменился коллектив после того, как вы стали им управлять?
– Мы не считаем целесообразным менять людей без причин. На комбинате работает около 200 человек. В большинстве своем это высококлассные специалисты, настоящие профессионалы. «Тюменьмолоко» уважают и потребители, и партнеры, и городские власти. И это во многом заслуга трудового коллектива. Структурные изменения мы не проводили. «Костяк» коллектива состоит из людей, которые проработали на комбинате 10 и более лет – это наш «человеческий капитал». Люди преданно работают и делают свое дело.
– Многие производители молока неплохо зарабатывают на поставках в бюджетные учреждения, участвуя в конкурсах. Как у вас обстоят с этим дела?
– У нас есть контракты с бюджетными организациями. И мы хотим это направление для реализации расширять, где интересно – там участвуем.
– По тендерным ценам проходят ваши заявки? Все-таки конкурс – это конкурс, в итоге побеждает тот, кто гарантирует наименьшую цену.
– По ценам мы проходим. И потом, надо отметить: проводя конкурс на поставку молочной продукции, учитывается не только цена, но и качество продукции. А качество мы гарантируем. У нас в лаборатории самое современное оборудование, и мы уделяем большое внимание вопросам качества продукции на всех этапах переработки. У нас практически нет проблем с реализацией, все, что мы производим, мы продаем в тюменские магазины, оптовикам и в супермаркеты.
– Ваш коллега, председатель совета Союза молочной отрасли Сергей Пластинин, в одном из последних интервью сказал, что к 2009 году, после введения технического регламента по молоку, стоимость литра молока может стоить в рознице 40 рублей. Как вы оцениваете такие перспективы?
– По моему мнению, стоимость молока вряд ли повысится почти в два раза за полгода. Усилия областных властей по увеличению поголовья скота принесут свои плоды. В советские времена в Тюменской области поголовье КРС было в два раза больше, чем на сегодняшний день. В последние годы наблюдается рост численности животных и объемов производства молока в области. Национальный проект, который реализует сейчас правительство области, дает ощутимые результаты. И если запустятся все те мегафермы, которые планируют открыть в области в этом году, то это однозначно скажется на увеличении объемов производства молока.
Без дотаций, без государственной поддержки поднять сельское хозяйство очень сложно. Это уже доказали развитые страны, давно живущие в рыночных условиях. Я думаю, правительство области не допустит значительного повышения цены, и какую-то часть себестоимости продукта государство возьмет на себя в виде компенсации затрат производителям.
– Откуда узнаете новости?
– Читаю газеты, журналы и активно пользуюсь Интернетом. Из-за дефицита времени, к сожалению, не все получается проследить в полном объеме, но, тем не менее, слежу за новостями в стране и за рубежом. Стараюсь не пропускать экономические и финансовые новости. Вечером – обязательный просмотр телевыпусков новостей.
– Кем вы хотели быть в детстве? И могли бы вы себе тогда представить, что будете управлять крупным производством по переработке молока?
– В детстве много кем хотелось быть, но себя на молочном производстве я даже не представлял. Изначально выбирал экономическое направление для учебы. В Тюмень приехал в 1993 году и поступил в Тюменский университет на факультет финансов и кредита на специальность «Бухучет и аудит». И я еще ни разу не пожалел, что выбрал такую профессию. Знания, полученные в учебном процессе, до сих пор помогают мне читать финансовую отчетность. Я считаю, что мне просто повезло, что я закончил этот факультет.
– Насколько Тюмень для вас хороша в виде места для развития бизнеса?
– Тюменская область – один из богатейших регионов России. Здесь добываются нефть и газ, и большие объемы строительства. Мне повезло, что я живу в этом городе. Другие области, где мне довелось побывать, заметно отличаются плане социально-экономического развития в худшую сторону. В Тюмени гораздо выше уровень благосостояния жителей. Люди в Тюмени очень доброжелательные, чувствуется взаимоподдержка и взаимоуважение.
– Вы здесь состоялись как бизнесмен. Вы могли бы сделать такую же карьеру, живя в любом другом регионе?
– Судьба – вещь непредсказуемая. Я считаю, что если у человека есть потенциал, он может реализовать его в любой области. Лишь бы он нашел то место, которое предназначено ему по его природе.
– А чем интереснее для вас управлять – торговым предприятием, строительством или производством?
– В каждом бизнесе свои нюансы. Но в любом деле главное – получение прибыли. Сейчас, когда в стране такой экономический рост, перспективы есть у всех направлений бизнеса. Мы не гонимся за количеством, главное – чтобы было качество и нацеленность на конечный результат, чтобы потребители были нами довольны. У нас свои долгосрочные цели, своя стратегия развития.