Тихий вечер на Цветном бульваре в Тюмени. Привычная картина: молодежь, пьющая пиво, родители с маленькими детьми совершают круги на паровозике, уличный музыкант играет на кларнете, пенсионерки предлагают букетики первых цветов. Неожиданно воздух разрезает истошный женский визг, который заставляет обернуться даже инфантилов с пивом. Через секунду они также безмятежно возвращаются к свои занятиям.
На аттракционе «Камикадзе» эмоции хлещут через край: люди радостно кричат и в полном восторге возвращаются на твердую землю. Что заставляет их садиться на карусель, само название которой не предвещает ничего хорошего, да еще платить за это деньги? На этот вопрос Марина, которая каталась с другом, ответила: «Это здорово, адреналин, эмоции! Лето – дома сидеть не хочется, вышли погулять. Дискотеки еще закрыты, просто ходить вдоль Республики уже надоело», – «А вы интересовались безопасностью аттракциона?» – «Нет».
Ответы других «адреналинщиков» примерно одинаковы: «Безопасность? Я так же могу идти по тротуару и сломать ногу или попасть под машину», «Во всем есть элемент рока, судьбы», «Главное – не бояться, пристегнуться получше и получать удовольствие».
«Я каталась на всех аттракционах на Цветном бульваре, вообще ничего страшного нет. Есть намного круче карусели, но, к сожалению, не в нашем городе! А мысли о поломке, или что при резком взлете отвалится какая-нибудь деталь или на высоте все внезапно остановится, не посещают мою голову. Я с самого детства катаюсь, раньше об этом не задумывалась, а сейчас уже и думать не хочу. Хотя надо бы! Когда собираешься и предвкушаешь эти три минуты, думаешь лишь о том, чтобы реально адреналинчику получить», – поделилась эмоциями Анжелика, которую после прыжков с «тарзанки» «Стеллой» уже не удивишь.
Между тем, проблемой безопасности на каруселях обеспокоились депутаты облдумы. Они призвали коллег из Госдумы РФ принять федеральный закон, устанавливающий технический регламент для аттракционов. В Российской Федерации не существует нормативных документов, устанавливающих обязательную ответственность производителей и эксплуатантов за обеспечение безопасности аттракционов и детских площадок.
Дума предлагает повысить эффективность государственного надзора; определить ответственных лиц, установить требования на этапах производства и эксплуатации аттракционов и оборудования для детских площадок. А в итоге – минимизировать риски ущерба жизни и здоровью посетителей и пассажиров аттракционов.
Как заверили корреспондента 72.ru в ООО «Городской парк культуры и отдыха» технический осмотр аттракционов осуществляется ежедневно, что является обязательным требованием для обеспечения безопасности посетителей.
«Все аттракционы в парке отвечают требованиям безопасности. Их проверка проводится ежедневно – это визуальный осмотр, осмотр системы узлов смазки и прочее, – успокоил заместитель директора по эксплуатации аттракционов Городской парк культуры и отдыха Юрий Тюльнев. – Каждый год проводятся динамические и электрические испытания наших машин. Проверяется «усталость» металла, выявляем и устраняем дефекты, в случае необходимости меняем узлы и детали. После чего выдается заключение о техническом состоянии. Если аттракцион не подлежит ремонту – он списывается. У каждой карусели свои правила эксплуатации и нормы безопасности. Кроме того, нас регулярно проверяет госпожнадзор, технадзор, неделю назад была прокурорская проверка вместе с пожарными, техническими специалистами. Ревизоров хватает».
«Что касается травматизма, то за время моей 10-летней работы не было ни одного серьезного увечья, я уж не говорю о смертельных случаях, – продолжил Юрий Тюльнев. – Было, конечно, где-то столкнулись, ушиблись. Были казусы: с батута прыгнули – шишку набили».
Несмотря на благополучную ситуацию с аттракционами появление технического регламента значительно упростило бы работу и тех, кто эксплуатирует аттракционы и тех, кто их инспектирует. При условии если он будет грамотно составлен. На сегодняшний день кроме завода-изготовителя никто не знает, как проверить аттракционную технику. Пока все проверки проводятся на основании положений и ОСТов написанных в 90-е годы прошлого века, пояснил Юрий Тюльнев.