Развлечения О халяве, малине и еврейской субботе

О халяве, малине и еврейской субботе

С древних времен евреев пытаются покорить и уничтожить. Лет этак 400 были они в египетской плену, откуда этот народ, как известно, вывел Моисей, а затем надолго попали в плен вавилонский...

С древних времен евреев пытаются покорить и уничтожить. Лет этак 400 были они в египетской плену, откуда этот народ, как известно, вывел Моисей, а затем надолго попали в плен вавилонский. Как ни пытались враги их извести, они выжили, процветают и успешно размножаются! Знаете, что спасло евреев? Суббота! Во все времена, и на родине, и на чужбине, евреи успешно отстаивали свое право не только на труд, но и на отдых: в пятницу около 6 часов в Израиле каждая еврейская семья зажигает свечу, и до следующего вечера уже никто и пальцем не шевельнет – так мол, религия требует. Шабат!

Мне в стране обетованной нравится почти все: народ здесь веселый, трудолюбивый и малопьющий. Но стоит попасть в субботу в религиозный квартал, как евреи начинают раздражать. А мы – их! Закуришь сигарету, как тут же появляется товарищ с длинными пейсами и злобно орет: «Шабат!». Расчехлишь фотокамеру, и люди в широкополых шляпах начинают заметно волноваться: «Шабат!». А если проедешь по улице на машине, никто про шабат не скажет – просто засветят камнем в лобовое стекло! Ну, соблюдаете вы, товарищи ортодоксы, свои религиозные обряды, а я-то, простой русский турист, причем?

В шабат нельзя зажигать огонь. Причем огнем считается, например, не только зажженная сигарета, но и вспышка фотоаппарата, автомобильное зажигание, и так далее. В связи с этим появляются смешные, с нашей точки зрения, ситуации. Жил я как-то в Иерусалиме в отеле, в котором проходил международный сионистский конгресс. Вижу забавную картину: в отеле добрый десяток лифтов, а все стоят в очередь в один. Оказывается, что этот лифт – кошерный. В нем никто не давит на кнопку нужно этажа – лифт автоматически останавливается на каждом. Представляете, какие нужно иметь нервы, чтобы подняться с первого этажа на 16-й, а затем проделать это в обратном направлении? В Нетании я жил в отеле поскромнее, и кошерного лифта там не было. И бедные ортодоксы ходили на 16 этаж пешком – формально это работой не считается. Как-то раввин города Цфат запретил в субботу кормить тамагочи (помните такую игрушку?). И что же? Две тысячи тамагочи приказали долго жить!

В субботу не работают многие магазины, офисы, банки. Но бизнес простоя не терпит. Что делать? Ряд израильских банков, например, один из самых престижных – «Мизрахи» – работает по доверенности с другими финансовыми структурами. Выход найти всегда можно. Но...

Что считать работой, а что нет? Больной вопрос! Автор знаменитых «гариков» Игорь Губерман как-то рассказывал, что в израильской прессе разгорелась дискуссия: можно ли пользоваться в шабат туалетной бумагой? Спорили, спорили и в конце-концов приняли соломоново решение: можно, если ее предварительно порвать или разрезать на кусочки! Кто же тогда в субботу обслуживает евреев? Еще Николай Васильевич Гоголь в «Тарасе Бульбе» писал, что жиды (простите, но так их называли в Украине) нанимали для домашних работ малороссов, которые, нисколько не стыдясь, драли за это с не бедных иудеев весьма немалые деньги.

Украинцев в Израиле, конечно, поискать можно, но для этой цели сейчас используют арабов. Или прочих инаковерующих. В субботу, чтобы не готовить дома, ортодоксальные евреи снимают отель, обычно тот, где хозяин – араб, где плотно кушают (еда в Израиле – национальный вид спорта!) и пьют кошерную (обычно анисовую) водку. Приготовление кошерной пищи – особая песня. Раввинов-технологов готовят для этого специально, и процесс обучения проходит довольно серьезно. Например, только на обучение заточки ножа, которым режут животных, предусмотрено аж 72 часа! Зарезаться можно! (Зато, говорят, животное умирает без мучений).

В Израиле, где как говорил Владимир Высоцкий, на четверть наш народ, втихушку разводят свиней. Говорят, чтобы они не попирали копытами священную землю, свиней держат на «пьедесталах» – бетонных плитах. Слово «свинья» официант в ресторане, конечно, произносить не будет. Вернее всего, он скажет: «Не желаете беленького?» (Мяса – Прим. авт.). А вот что пишет по этому поводу все тот же Игорь Губерман:

Без угрызений и стыда
не по-еврейски я живу:
моя любимая еда
при жизни хрюкала в хлеву.

Я читал в одном из журналов, что один израильтянин купил редкую породу собаки, типа мастифа, и повел ее домой через арабский квартал. Арабы приняли огромную собаку за свинью (свиней-то они никогда не видели!)... короче, досталось и хозяину, и собаке...

Эмигранты-евреи много переняли от нас, а мы – от них. Например, одесские евреи очень обогатили блатную феню. Знаете, откуда произошли слова «шмон», «малина», «ксива», «халява»? Шмоне – на иврите значит «восемь». В восемь часов в тюрьме происходили обыски, отсюда и пошли выражения «шмон», «шмонать». Ксива – документ, брачное свидетельство. Халява происходит от слова «халаф» – молоко. В шабат доить коров евреям было нельзя, они приглашали доить скотину иноверцев и отдавали им молоко. Так родилось выражение «Идем на халяву!». Воровская малина вовсе не связана с одноименной ягодой. Малон на иврите означает гостиница, место ночлега. В Одессе так стали называть злачное место, приют для воров, и со временем это слово трансформировалось в более привычное русскому уху слово «малина». Кстати, параша – это абзац из Торы. А «распускать парашу» на тюремном языке означает оклеветать, распустить слухи.

Да, в Израиле чувствуешь что-то родное! Заблудишься где-то ночью, встретишь человека, и на 50% будь уверен, что он тебя поймет, и объяснит, как добраться до отеля. Советский еврей видит русского издалека: бывает, что подойдет к тебе, и спросит: «Земляк, нет ли закурить? Чего-нибудь покрепче...». И мы закурим, поболтаем и что-нибудь вспомним и споем...

Сидим мы как-то в Нетании на лавочке с продюсером Ириной Паперной (родственница писателя Зиновия Паперного). И вдруг видим, идет по улице «ежик резиновый с дырочкой в правом боку» – Сергей Никитин. Посидели, поболтали. О, женщина какая-то знакомая появилась... Напрягаем память и зрение – Лена Камбурова. А за ней минут этак через пять появляется Александр Градский. Мои знакомые телевизионщики тут же за камерой побежали! В Израиль часто приглашают наших артистов. Эта страна не театральная, здесь только один приличный театр «Гешер», зато вот попеть и послушать музыку израильтяне любят. Израильтяне даже устраивают бардовские фестивали, типа нашего Ильменского или Грушинского, и так же с энтузиазмом поют: «Как здорово, что вместе мы сегодня собрались!». В Тель-Авиве можно увидеть ветеранов Великой Отечественной войны, которые надевают на пиджаки ордена и, сидя на лавочке, читают газету «Правда». Все, как у нас...

Может быть, и поэтому я люблю ездить в Израиль.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
35
ТОП 5
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
Новогодний спам: придирчивая тюменка — о том, что не так с праздничным оформлением города
Анонимное мнение
Мнение
«Мне есть с чем сравнивать»: пенсионерка переехала в Тюмень с Севера и влюбилась в город — почему
Анонимное мнение
Мнение
«Поделить можно даже аккаунты в соцсетях»: тюменский юрист — о том, когда и зачем нужен брачный договор
Анонимное мнение
Мнение
«Мою зарплату откладываем, на его живем»: как жители Тюменской области формируют семейный бюджет — два примера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления