3 августа вторник
СЕЙЧАС +26°С

Василий Лановой, народный артист СССР: «Нам дается дивный дар — жизнь, и как мы иногда безответственно и легкомысленно к этому относимся!»

Поделиться

Поделиться

Современному кино не хватает признанного всеми романтического героя. Для советского кинематографа Василий Лановой был не просто секс-символом, он стал воплощением красоты, мужественности и благородства для нескольких поколений зрителей. Роли Павла Корчагина, капитана Грэя, Анатолия Курагина, князя Вронского — о таких актерских работах другие артисты могли только мечтать.

Недавно великому актеру исполнилось 77, и он по-прежнему отзывается о своей внешности с определенной долей иронии: «Лицо, неподходящее для комедий». Но немногие знают, что Василий Семенович — превосходный чтец, его голос просто завораживает, а стихи Пушкина в прочтении Ланового стоит послушать самому искушенному зрителю.

Заведующий кафедрой художественного слова и сценической речи в театральном училище имени Щукина, Василий Лановой в настоящее время активно играет в академическом театре имени Евгения Вахтангова, ездит на гастроли, а современный кинематограф критикует за отсутствие драматургии и настоящего характера.

Василий Семенович, для своих последних гастролей вы выбрали спектакль «Посвящение Еве». Расскажите, почему именно эта пьеса, что она для вас значит?

— Играем мы этот спектакль уже давно, это замечательная пьеса Эрика Шмитта. Практически два актера играют всю пьесу. Мы выезжали со спектаклем «Посвящение Еве» и в другие страны. А скоро поедем в Турцию — нас пригласили на международный кинофестиваль. Это хорошая пьеса, и, мне сдается, приличные актеры: там играют ваш покорный слуга и Евгений Князев. Пьеса очень интересная, талантливо написанная — о любви, смысле жизни и о том, как мы безжалостно иногда обходимся с чувствами, которые дарит нам природа и Бог. Как мы иногда в жизни легкомысленно, не задумываясь, оказываемся от них. Это пьеса о женщине, которую любят два человека: одного играю я, второго Женя Князев. «Завязано» все происходящее на сцене в такой тугой узел, но не детективный, а психологический. Эта пьеса о психологической ответственности за счастье, которое нам редко вручает земля, и как редко мы всерьез его оцениваем. Это трагическая пьеса, и я очень рад, что эта роль моя. Мы играем эту пьесу уже 14 лет, она проверена временем.

«Посвящение Еве» — это пьеса с драматургией хорошего европейского уровня. Главным образом она обращена к человеческой нравственности, потребности человека задуматься о том, что мы такое творим иногда на нашей земле. Нам дается дивный дар — жизнь, и как мы иногда безответственно и легкомысленно к этому относимся. И все это выливается в одну такую небольшую трагедию для всех персонажей пьесы. Спектакль идет в одном акте, мы играем пьесу около двух часов, без перерыва и остановки. В пьесе замечательная музыка, которая тоже является действующим лицом. Это единственная пьеса, которую нам, двум актерам, разрешил вывозить театр имени Вахтангова.

Василий Семенович, если теперь перейти с темы театра на тему кинематографа, какая роль вам больше всего запомнилась? Вы не раз заявляли, что ваша любимая роль в кино — короткая роль отдыхающего на одесском пляже в фильме «Полосатый рейс». Чем она вам так полюбилась?

— Это короткая роль, комедийный эпизод. Меня вообще в комедии не пускают, считается, что я не комедийный актер, хотя на сцене я играю и водевили, и комедии. А в кино мне говорят, что лицо неподходящее для комедий. В данном случае роль отдыхающего в «Полосатом рейсе» — это действительно очень хороший эпизод, и мне часто о нем говорят. А если говорить серьезно, то мне очень дорог Павка Корчагин, которого я сыграл, для меня дороги «Алые паруса», где я играю Артура Грэя. Я очень рад, что играл и в «Войне и мире», и в «Анне Карениной», в роли Анатолия Курагина и графа Алексея Вронского. Есть у меня много и других замечательных ролей в таких фильмах, как «Коллеги», «Иду на грозу», «Странная женщина», «Дни Турбиных», «Анна и командор», целый ряд фильмов. У меня за всю жизнь в фильмах всего около шестидесяти ролей, я уже 55 лет снимаюсь в кино. Есть роли проходные, а есть роли настоящие. Я убежден, что те фильмы и роли, которые я назвал, войдут в историю русского кинематографа, чему я очень рад.

А как получилось, что вы стали актером? Проучились немного на факультете журналистики, а затем поступили в театральное училище?

— Я из самодеятельности пришел. С детского возраста был в самодеятельности, во Дворце культуры с 13 лет. Поэтому, когда я окончил школу, поступил в МГУ, то проучился немного, но потом все-таки пошел в театр.

Василий Семенович, театр — это мечта с детства?

— Я как-то об этом не думал, но когда поступил на факультет журналистики МГУ, то понял, что сделал это зря.

А есть все-таки такая роль, которую вы очень хотели бы сыграть, но так и не сыграли?

— Таких ролей у актеров бывает много. Я очень хотел сыграть Гамлета, но не получилось. Зато я сыграл Цезаря в другой замечательной пьесе Шекспира «Антоний и Клеопатра». Жизнь, если она в чем-то обходит актера, тут же возмещает этот убыток другими ролями. Помимо всего прочего я увлекаюсь художественным чтением, всю свою жизнь я читаю с эстрады, преподаю в театральном училище имени Щукина, заведую кафедрой художественного слова и сценической речи. Как видите, у меня работы достаточно много.

Василий Семенович, на ваш взгляд, насколько отличается процесс съемки фильма в советское время и сейчас? Как вы оцениваете ситуацию, которая сложилась сейчас в российском кинематографе?

— Я думаю, что вряд ли эта ситуация могла не сложиться. Потому что такая гигантская вещь, как перемена политического строя, как правило, всегда приносит много несчастий и бед, особенно в первое время — время разрухи, отсутствия организации и так далее. Кроме того, сейчас министерство культуры озабочено тем, как бы развлечь зрителя, иногда зрителя с не очень хорошим вкусом. А в советские времена, прежде всего, заботились о художественном произведении, и литература была классная. В основном, я снимался в замечательной, даже великой русской классической литературе. А сейчас в сериалах я не снимаюсь, потому что там нет никакой драматургии, понимаете? А редкие съемки — это тоже показатель и недостаточного уровня драматургии, и недостатка режиссеров, и вообще кинематографа. Потому что в советское время мы снимали фильм полгода, а сейчас снимают уже каких-нибудь двадцать дней, что никак не может не сказаться на качестве. Я люблю советский кинематограф и я считаю, что там были замечательные, выдающиеся шедевры русского кино.

Как практикующий педагог как вы относитесь к современной актерской театральной школе? На что обращаете внимание, когда готовите учеников?

— Мы стараемся быть верными старой русской великой актерской школе, которая дала потрясающих актеров. Вот этим мы и занимаемся. Я еще преподаю сценическое чтение, сосредотачиваю внимание ребят на классике, на великой русской классике. Это самая великая школа для чтецов.

На театральную сцену вы впервые вышли более 60 лет назад. Как, на ваш взгляд, изменилась за последние полвека роль театра в нашей стране?

— Она не могла не измениться в связи со сменой политического строя страны. Это нужно понимать и спокойно относиться к этому явлению. Все восстановится, но.… При советской власти по телевизору обязательно показывали лучшие спектакли лучших театров страны. Кроме того, по телевизору транслировали не только спектакли и кино, но и целые чтецкие программы, чего сегодня нет. Сегодня телевидение только развлекает нас.

Василий Лановой родился 16 января 1934 года в Москве.
Война разлучила его семью почти на три года — страшные годы оккупации, когда ни родители, ни дети ничего не знали друг о друге. Родители Василия Ланового всю войну проработали на химическом заводе, на вредном производстве.
Среднюю школу Василий Лановой окончил с золотой медалью. Всерьез о профессии актера он тогда еще не думал, а в восемнадцать лет поступил в МГУ на факультет журналистики. И сразу же получил вызов на пробу в фильме «Аттестат зрелости» на роль Валентина Листовского. Лановой оставил престижный факультет журналистики и вернулся в Щукинское театральное училище на курс Цецилии Львовны Мансуровой.
В 1956 году начинающему актеру предложили роль Павки Корчагина в одноименном фильме, который ставили молодые режиссеры Алов и Наумов. Фильм «Павел Корчагин» получил призы на Московском международном кинофестивале в 1957 году и в 1958 году — на всесоюзном. Роль Павки Корчагина закрепила за актером амплуа героико-романтического плана. В 1957 году после окончания училища Василий Лановой стал артистом Театра имени Евгения Вахтангова.
В начале 60-х годов Василий Лановой много снимается в популярных у зрителей картинах, а начало 70-х годов стало временем важнейших событий в жизни Василия Семёновича. Он женится на актрисе театра имени Вахтангова Ирине Купченко. По опросам журнала «Советский экран», фильм «Офицеры» назван фильмом года, а Василий Лановой — лучшим актёром 1971 года.
Более 10 лет актер возглавляет Международный детский кинофестиваль «Артек».
Народный артист РСФСР (1978). Народный артист СССР (1985). Автор книги воспоминаний «Счастливые встречи».
У Василия Ланового двое сыновей: Александр и Сергей.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Тюмени? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...