На небе только и разговоров, что о море...
Режиссер: Ник Стрингер
...О том, какое оно нежное и безжалостное, ласковое и смертельное, голубое и зеленое, красное и серебристое. А еще ставлю двадцать баксов на то, что боженька ведет учет дураков, разливающих по океанской глади нефть и мазут, чтобы где-то у себя на небе обмакнуть повинного в эту массу и заставить дышать. Поскольку уже нет никакой возможности наблюдать за отчаянными попытками борцов погибающей экосистемы вправить предприимчивым политикам мозги туда, где им положено находиться.
Самая достойная премьера текущего уик-энда – документальный фильм Ника Стрингера «Большое путешествие вглубь океанов: Возвращение» – повествует о морской жизни черепахи-лагерхеда. За 80 минут создатели успевают показать её развитие в течение 20 лет: борьбу за выживание в трехдневном возрасте, опасный путь к теплым течениям и последующее накопление личного опыта для спокойной жизни в многогранном аквамариновом мире.
Это не единственный представитель рода документальных фильмов о природе с профилактической и просветительской функцией. По крайней мере, в прошлом году вышла первая серия приключений черепашки в больших водах Атлантики, чем запустила хорошую традицию кинопрокатных оазисов в море игровых фильмов – пусть не каждую неделю, зато стабильно со вкусом и нескончаемой глубины картинкой.
Про картинку, операторский труд и работу светохудожников можно говорить часами, перебирая все мыслимые и не очень эпитеты большого словаря изящных выражений – от того море, к которому привык человек, перестает быть синим, а банальный пляж – банальным. Ощущение такое, словно это не бесстрашный человек с камерой опускается в пучину, чтобы заснять самых удивительных её обитателей, а сами морские жители плывут в руки человека, чтобы покрасоваться и понежиться в лучах славы, поворачиваясь к ним то одним боком, то другим, выщуривая глаза и растопырив ласты. Особенно впечатляюще выглядят ночные съемки морских глубин, где зажигаются свои звезды – флуоресцентный планктон, движимый желанием подышать у морской кромки.
Так не очень улыбчивая и зловещая голубая акула превращается в милую курносую девицу, а черепаший выводок – в стайку детишек под надзором опасных крабов, которые путем коварного бандитизма делают из малышей отважных борцов за свою жизнь, возможную только в постоянных путешествиях от берегов Европы до Флориды. Даже трогательная «постельная» сцена подается как акт творения, как смысл всей жизни любого существа. Продолжение рода – самая большая наша потребность, говорят нам создатели. Не сумки из крокодиловой кожи, шапки из бельков или отсутствие пробок в час пик. Если бы природой не было предусмотрено наличие репродуктивной системы – жизнь в рамках одной особи стала бы одноразовой, беспомощной и совершенно бессмысленной.
Большое внимание авторы уделяют Гольфстриму – теплому течению от Карибских островов до арктических льдов, которое несет в себе несчетное количество больших и маленьких жизней, доверившихся своим инстинктам и опыту предков. Это настоящая река-покровитель, объединяющая всех морских кочевников в одно целое – для защиты и поддержки. Однако несложно представить и хрупкость этой реки, ежедневно пересекаемой перегруженными баржами, которые ломают спасательные живые плотики.
Пожалуй, можно согласиться с тем, что где-то подкачала техническая сторона фильма – 3D-эффект не везде гладок и оправдан. Может, кого-то огорчит исключительно пропагандистский характер «Большого путешествия» – спонсированный Фондом охраны морей, фильм не лишен экопосыла, заставляя осознавать практически необратимый вред, нанесенный открытой воде деятельностью человека, и абсолютную непричастность к этому животных, страдающих от нефти и полиэтилена в первую очередь. Однако нельзя при всем этом остаться полностью равнодушным к истории одной черепашки, проявляющей исключительную доблесть, давно изжившую себя в мире человеческом, но не в мире естественной, чистой природы, которая еще жива благодаря этой доблести и вопреки нашей с вами трусости.
Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК».