На седьмом десятке Эдуард Сагалаев открыл для себя мир с совершенно новой стороны. Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей, член правления Академии российского телевидения, доктор политических наук, профессор, обладатель спецприза «ТЭФИ» – давно уже вошел в историю советского и российского телевидения как человек, благодаря которому оно обрело свое сегодняшнее лицо. В его послужном списке была и работа в качестве руководителя программы «Взгляд», и должность директора компании «Останкино», и пост главы канала «ТВ-6».
Человек, который чаще всего оставался по ту сторону экрана, записал цикл документальных фильмов «Мистические путешествия», которые вот-вот будут представлены зрителям на телеканале ТНТ в сентябре. Это нечто совершенно особенное, не похожее на какие-либо популярные проекты. Сам Сагалаев участвовал в проекте бескорыстно, отказался от гонорара ведущего и автора. Он рассказал о вечной тяге человека к познанию мира и самого себя.
«Мое сознание раздвоилось»
– Эдуард Михайлович, как вы впервые соприкоснулись с мистикой?
– Отправной точкой было одно происшествие, которое произошло со мной вскоре после очередной поездки по Юго-Восточной Азии, Индонезии, Бали. Я, в буквальном смысле сидя в гостях на стуле, вышел в соседнюю комнату, со стула этого не вставая. Это было нечто вроде астрального путешествия. Без помощи запрещенных препаратов, гипнотизеров и шаманов с бубном.
Мое сознание как будто раздвоилось: одна часть продолжала регистрировать мою обычную жизнь, а вторая реально будто взлетела к потолку, увидела все происходящее сверху, устремилась в соседнюю комнату, затем в иное, многомерное пространство – а потом вернулась обратно. Прошло не более 15 минут. Меня это потрясло. Это изменило мою жизнь.
– Что произошло дальше?
– Когда я кинулся к компьютеру, я просто набрал три слова-ассоциации к тому, что со мной случилось: путешествие вне тела. Я был совершенно ошарашен, когда нашел в Интернете множество материалов на эту тему. В частности, это была книга Генри Монро, человека, который живет в Америке. Он создал целый институт, который занимается исследованием этих явлений, и, как выяснилось, эти явления происходят со многими людьми. Их изучают физики, их изучают психологи.
Ну, а потом стали происходить необычные и неожиданные встречи и события. Была встреча с Владимиром Майковым, на чью фамилию я тоже наткнулся в Интернете, который занимается этой же проблемой (он президент Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии), и именно с ним мы начали готовить фильм о великом человеке, которого называют современным Фрейдом по своей значимости – Станиславе Грофе. Он изобрел технику холотропного дыхания. Во время сессии холотропного дыхания человек как будто возвращается в момент своего появления на свет. Переживает те же эмоции и состояния, что переживал младенец во время родов. Об этом – первый фильм цикла.
– Вы не боитесь говорить об этом публично?
– Совершенно не боюсь, потому что у нас даже многие интеллигентные люди не знают, как многогранна современная психология, какие революционные теории и практики разработаны и разрабатываются.
«Была мысль, что фильм выйдет, и я умру»
– Обычно все, что связано с мистикой, овеяно всевозможными необъяснимыми фактами и явлениями. Заметили что-нибудь подобное во время съемок вашего цикла?
– Судьба фильма очень непростая. Первая съемочная группа отсняла материал процентов на 80. Роман Петренко, генеральный директор телеканала ТНТ, очень помог в этом. Он нашел Бориса Юхананова, известного режиссера, который стал художественным руководителем «Мистических путешествий». С ним пришла другая группа. Мы закончили эту работу. И мне верится, что это наконец выйдет в эфир. Вот у меня была даже мысль, что выйдет этот фильм, и я умру. Но проблема была в том, что надо было научиться не бояться.
– Эдуард Михайлович, сколько фильмов мы увидим?
– Я надеюсь, что после тех четырех фильмов, которые будут показывать, покажут еще два. Они уже отсняты и сейчас монтируются. Один из них – об Оптиной пустыни, месте сосредоточения сил, о важном для России центре духовности. Я общаюсь со старцами, которые там живут.
– Как сделать так, чтобы избежать страха смерти?
– Знаете, мне удалось это пережить через Кумбхамелу. Это религиозный праздник в Индии. 80 миллионов человек приходит к Гангу и в фазу Луны омываются в реке. Вы представляете, они все приходят туда в потрясающем вдохновенном состоянии, заходят и купаются. Все! Дети, пожилые женщины, люди всех возрастов. Вода была в последний раз семь градусов. Я сам купался там.
Но это еще не все. Это река, в которой индусы стирают одежду, чистят зубы и хоронят умерших. Здесь омывают и сжигают тела умерших. Я смотрел, как они превращаются в пепел, и постепенно уходил и мой страх. Я стоял, смотрел на эту церемонию и думал — а хотел бы я так умереть и как бы я хотел?
«На этом пути я стал верующим человеком»
– Ваше отношение к смерти и жизни изменилось после пережитого?
– Все мои достижения, все мои победы, вся моя популярность переместились на совершенно другое место в шкале ценностей. Я осознал, что для меня важнее всего понять: зачем и как я родился, зачем я живу, как я умру, и что произойдет со мной после смерти... То, что я узнал, превратило меня из уверенного человека в ученика-приготовишку, только что приоткрывшего дверь в мир подлинного знания.
– В каком возрасте человек готов к подобному путешествию?
– В любом. Все зависит от того, когда он почувствует, что способен, когда он поймет, что захочет. Никогда не поздно. Если мои фильмы помогут в этом, то я буду только рад. Если нет, то нет. Я не воображаю себя в роли учителя, гуру. Нет. Я просто делюсь со зрителями. Мне хотелось бы, чтобы мою программу посмотрели молодые люди.
– А вы верите в Бога?
– До этого моя вера была не очень внятной. Мне хотелось верить, но... На этом пути, мне кажется, я стал верующим человеком. Жизнь – это божественная игра.
«ТВ управляется рекламными деньгами»
– Что сегодня является основополагающим на ТВ – деньги или рейтинги?
– Телевидение во многом управляется потоками рекламных денег. Рекламодатели хотят, чтобы об их товарах узнало максимальное количество покупателей, и телевизионный продукт они чаще всего рассматривают только с точки зрения эффективности доставки своих рекламных роликов в каждый дом.
Это и порождает зависимость телеканалов от рейтингов, рекламных доходов и способов самым легким путем заработать как можно больше денег. Но слепое следование потребностям массовой аудитории, на мой взгляд, – путь в никуда, тем более, что и судить об этих потребностях дело не столь уж простое. Вот я, например, считаю, что острый и откровенный разговор о проблемах российской действительности без запретов и самоцензуры мог бы привлечь к экранам не меньше зрителей, чем пресловутые концерты Петросяна.
– Сильному духом легко переживать сегодняшние непростые экономические времена?
– Вы знаете, с финансовым кризисом, признаюсь, понизился мой социальный статус. У меня сейчас не так много денег, да и возможностей тоже меньше. Но зато я больше времени провожу с семьей. Кризис — это не трагедия. Это остановка перед чем-то новым. Толчок для развития. На этом жизнь не кончается.