17 апреля суббота
СЕЙЧАС +1°С
Фото пользователя

Елена Леушина

журналист
Фото пользователя

Елена Леушина

журналист

Отдать 400 тысяч, чтобы не работать по профессии: журналист 72.RU — о том, почему вузы устарели

Почему сегодня большинству людей можно не получать высшее образование

Поделиться

Всем ли так нужно получить высшее образование?

Всем ли так нужно получить высшее образование?

Поделиться

По данным ВЦИОМ, по специальности работает меньше половины россиян. Почему так происходит и зачем люди продолжают получать корочки, которыми не пользуются? Журналист 72.RU Елена Леушина уверена, что ценность высшего образования сильно завышена, а профессионалом можно стать без академической базы. Далее — от первого лица.

У меня есть высшее образование, а пользы от него — нет. Я пошла учиться в университет, потому что было «надо». С детства про университетское образование твердили и дома, и в школе. Мыслей о том, чтобы не идти в вуз, просто не было и быть не могло. Я же не хотела быть дворником или продавщицей в магазине (все вокруг говорили, что именно такое будущее ждет тех, кто не идет учиться в вуз, хотя, конечно, это не так): выбрала предметы, сдала ЕГЭ и пошла «получать профессию». В такой стереотипный плен попадает большинство выпускников школ, ведь семья является для них авторитетом. Старшее поколение транслирует ценности, которые усвоило на своем грустном опыте: высшее образование для них — весточка лучшей жизни и стабильности.

Но я еще в первом семестре обучения поняла, что в стенах вуза я потеряю четыре года своей жизни. Представление о легендарном высшем образовании сильно отличалось от реальности. Вся учеба сводилась к условностям и обходным путям ради сдачи сессии. Самые прагматичные одногруппники отчислились или ушли на заочку уже на первом курсе. По непонятной причине я оставалась до победного и сделала несколько неутешительных выводов.

Зачем растягивать удовольствие?

Университет не подготовит вас к работе, там почти нет практики — это мешает осваивать профессию. Выпускаясь из вуза, мы знаем историю бухгалтерского учета, но ни разу в глаза не видели программу 1С. Работодатель такому раскладу совсем не рад, и поэтому возникает известный парадокс: «Для работы нужен опыт, для опыта — работа». На вакантное место возьмут человека, который потратил 2 месяца на курсы бухучета и знает, что и с чем складывать. Обладатель диплома университета, скорее всего, будет вынужден искать скромную работу, чтобы набраться того же самого опыта. Зачем же растягивать удовольствие? На одной из моих работ по специальности я сидела на одной должности с людьми, закончившими 9 классов: мы все получали по 20 тысяч.

К тому же в последние десятилетия жизнь стала динамичнее — программа вузов сильно отстает от реальности. Я заканчивала журфак в 2017 году, и тогда не все мои преподаватели знали о существовании Instagram. Медийщикам не знать о существовании самой популярной соцсети как минимум странно. А им и незачем: в образовательной программе прекрасно стоит программа по съемке городских зарисовок в стиле 90-х. И так везде: студентам дают устаревшие знания, которыми они никогда не воспользуются. Ускорить процесс обновления программы мешает беспощадная машина бюрократии. Пока согласовывается методическое пособие, данные теряют актуальность: получается, что и смысла нет.

На курсах учат не только делать ноготочки

Сам набор предметов тоже кажется случайным. Их особенно высокая концентрация наблюдается на первых курсах: они никак не соотносятся с будущей профессией, а должны развить кругозор. Но зачастую они попросту отнимают время и силы. Что студент может узнать за один семестр философии? Ничего: он должен сдать зачет. Даже преподаватель это понимает, но ему главное — отвести свои пары.

Намного логичнее было бы потратить свои ресурсы на обучение нужному навыку. Сейчас можно пройти любые курсы за достаточно короткий срок: от пары недель до полугода. Они отличаются по цене, формату, уровню компетентности лектора и подготовки учащегося. Если вы думаете, что на курсах можно научиться делать только ноготочки и бровки, то вы сильно ошибаетесь. Сегодня любой человек может стать косметологом, SMM-специалистом, бухгалтером, визажистом, маркетологом, фотографом, поваром, дизайнером, логистом, менеджером и так далее. Это вполне оплачиваемые профессии — вы будете востребованы на рынке труда. Только представьте, сколько денег и времени вы сэкономите, отказавшись от вуза.

А как же саморазвитие и эрудиция?

Есть мнение, что высшее образование помогает человеку всестороннее развиваться. Поэтому инженерам оставляют пары по русскому языку, философии и истории. Да, широкий кругозор — это важная часть формирования личности. Но тут возникает другой вопрос: что мешает человеку читать классическую литературу и смотреть историческое кино вне учебы? Американский писатель Рэй Брэдбери, подаривший миру антиутопию «451 градус по Фаренгейту», не получил образования в привычном смысле. Но знаменитый автор никогда не считал это постыдным: «Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно».

Большинство людей все-таки идут в вуз за перспективой получить хорошую работу, а не заниматься саморазвитием. Эта мотивация более свойственна аристократу, коротающему годы за чтением Гомера в оригинале, чем простому россиянину, который хочет быть способным прокормить свою семью. Учеба в вузе полна вдохновленности, но лишена практичности. На каждой новой работе мне приходилось учиться всему с нуля: университет дал мне много пищи для размышлений, но не показал, как заработать на «пищу для тела». По итогу четыре года вуза были длинной прелюдией к учебе на рабочем месте. Далеко не каждая компания готова закрывать на это глаза.

Школа 2

В итоге университет становится микромиром, живущим по своим законам и оторванным от реальной жизни. В привычном виде он напоминает среднюю школу. Но если общее образование дает детям не только базовые знания, но еще и социализацию, то вуз в целом отнимает время. Если отбросить все радости студенческой жизни, то затрат получается больше, чем пользы. Многие бы и рады отказаться от высшего образования, но боятся остаться невостребованными. Ведь часто работодателям важно само наличие диплома, неважно какого. Они сами не знают, зачем им нужен сотрудник с корочкой о вышке, но без нее человека даже не приглашают на собеседование. Люди вынуждены жить в мире «галочек», сначала закрывая сессию с ненужными предметами, а потом устраиваясь на работу не по своей специальности (зато с дипломом).

Высшее образование реально необходимо только узким специалистам, которые не могут получить знания и практику самостоятельно. Например, врачам. И то академическая база медуниверситетов не успевает за временем. Сегодня доктора обязаны продолжать учиться в системе непрерывного медицинского образования.

Образованность перестала измеряться количеством дипломов. Среди ваших знакомых наверняка есть успешные бизнесмены с 11 классами, мамочки, сменившие профессию после декрета, и другие, которые «учились на геодезиста, а нашли себя в маркетинге».

Читайте также о том, как учителя выступают против дистанционного обучения в школе. А тюменка Наталья Сюткина смогла открыть успешный бизнес на деньги государства.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

оцените материал

  • ЛАЙК10
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ7
  • ПЕЧАЛЬ4

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...