Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

«Есть много возможностей заявить о себе»: художник — о паблик-арте в Тюмени и искусстве вне политики

Роман Ермаков рассказал, почему творцам необязательно уезжать из провинции, чтобы добиться успеха

Роман Ермаков работает в нескольких художественных направлениях: скульптура, паблик-арт, костюм и перформанс

Поделиться

Свой творческий путь московский художник Роман Ермаков начинал с костюма: на протяжении семи лет с 2009 года создавал большую коллекцию «Живые скульптуры». Дважды презентовал ее на Берлинской неделе альтернативной моды и других фестивалях современного искусства. Была и другая серия — «Молекулы», познакомиться с которой тюменцы смогли совсем недавно.

Мы поговорили с Романом о паблик-арте, спорных скульптурах, реакции зрителей и о том, может ли искусство быть вне политики. Узнали, готова ли Тюмень к появлению современных монументальных объектов и как начинающим творцам громко заявить о себе — для этого вовсе не обязательно переезжать в столицу. Подробности — в интервью для 72.RU.

Роман Ермаков — дипломированный архитектор, живет и работает в Москве. Автор проекта «Танцующая ось пятого измерения», посвященного новой городской скульптуре. В 2021 году принял участие в выставке паблик-арта «Красный сад» на Красной площади в Москве с монументальной скульптурой «Стабильная композиция». Участник многочисленных выставочных проектов и фестивалей современного искусства в России и за рубежом.

Cкульптура «Стабильная композиция» сначала участвовала в выставке «Красный сад», открывшейся на Красной площади возле ГУМа. Оттуда переехала в Зарядье и простояла там два месяца

Cкульптура «Стабильная композиция» сначала участвовала в выставке «Красный сад», открывшейся на Красной площади возле ГУМа. Оттуда переехала в Зарядье и простояла там два месяца

Поделиться

Переход от костюма к скульптуре: как и почему

— Работать с костюмами было привычно: всегда можно оттолкнуться от человеческого тела, есть некая точка отсчета. Это помогает в формообразовании и формирует определенную схему работы. При создании скульптуры в пространстве этого нет, необходимо с нуля создать то, чего еще не существует. Я и раньше создавал разные скульптуры для фестивалей, когда меня просили, — из дерева, пластика. Каждый раз стояла новая задача, которая помогала формировать скульптурный образ. А потом я в какой-то момент захотел делать это на новом уровне. Год работал с новыми для себя формами — округлыми, максимально свободными в пространстве. Захотел продолжить тему костюмов: чтобы мои скульптуры, находясь в статичном положении, «танцевали».

Эту скульптуру «Композиция в черную полоску» устанавливали в прошлом году во дворе Музея Москвы в рамках проекта «Здесь и сейчас. Современное искусство на улицах города». Для уличных объектов автор использует стеклопластик или полимочевину, которые не боятся жары и холода

Эту скульптуру «Композиция в черную полоску» устанавливали в прошлом году во дворе Музея Москвы в рамках проекта «Здесь и сейчас. Современное искусство на улицах города». Для уличных объектов автор использует стеклопластик или полимочевину, которые не боятся жары и холода

Поделиться

Паблик-арт — что это такое вообще


— Паблик-арт — это скульптура в городе, в публичном пространстве. Масштабный объект, доступный большому количеству зрителей. Для меня паблик-арт — это другая зона ответственности, и в первую очередь перед самим собой. Потому что это помогает мне раскрываться еще больше как художнику. Я учился на архитектора, эта тема мне очень близка. Это важный для меня шаг на пути от костюма к архитектуре, вижу здесь этапность в моем развитии. Как только ты заявляешь себя в крупной форме, это привлекает внимание и позиционирует тебя уже в новом качестве.

Я понял, что Москва готова к появлению паблик-арта после реконструкции центра города. Она длилась пять лет и завершилась в 2018 году, к чемпионату мира по футболу. Появился единый дизайн-код, после ухода рекламы освободились площади, ушли незаконные строения. Освободилось пространство, появились новые территории. Да даже новая плитка уже создала возможность пофантазировать. Гуляя по городу, я начал подмечать: «Ой, какая интересная локация! Почему здесь ничего не стоит?» Да, Москва была не просто готова, она кричала об этом своей чистотой, новизной и какой-то некоторой стерильностью: «Давайте мне сюда искусство. Красоту. Скульптуры. Давайте разбавляйте идеальность эмоциональными и физическими всполохами».

Смотрите, это 3D-визуализация скульптур Романа Ермакова из проекта «Танцующая ось пятого измерения». Согласитесь, выглядит очень реалистично?

Смотрите, это 3D-визуализация скульптур Романа Ермакова из проекта «Танцующая ось пятого измерения». Согласитесь, выглядит очень реалистично?

Поделиться

Другие города России тоже часто бывают готовы к появлению современного паблик-арта, всё зависит от городских инициатив в лице администрации и каких-то независимых команд. Но есть и прекрасные города, куда приезжаешь и понимаешь: какой тут паблик-арт вообще? Тут бы сначала остановки поставить, дороги замостить, сделать уличное освещение, а потом уже скульптуры устанавливать. Но часто паблик-арт становится причиной для такого развития. Как только появляется какой-то объект, сразу можно закладывать проект благоустройства. Считаю, что это очень хороший комплекс.

Готова ли Тюмень к появлению паблик-арта? Думаю, да. Чистый город, аккуратный, с потенциалом на то, чтобы начать пробовать. И, что тоже важно, подготовить к этому жителей города. Поставить временную скульптуру, чтобы дать людям привыкнуть.

Не все города России готовы к появлению масштабных современных скульптур, но город на Туре — вполне

Не все города России готовы к появлению масштабных современных скульптур, но город на Туре — вполне

Поделиться

Диалоги с чиновниками и споры со зрителем: как тут быть


— Установка скульптуры в городе — сложный процесс, на который влияет много факторов. Конечно, необходимо взаимодействовать с властями, всё с ними согласовать. Это не всегда легко. Важна поддержка города, его заинтересованность. С временной скульптурой проще: не нужно проходить комиссию. Паблик-арт — инженерная конструкция, часто тяжелая. Устанавливая такой объект, мы должны очень хорошо знать, что под нами. Часто мы не можем поставить скульптуру в подходящую локацию как раз по причине того, что это является сгустком энергосетей либо чьей-то крышей, например.

Нельзя предугадать, как зрители, жители города, отреагируют на скульптуру. Когда в Москве установили «Большую глину № 4» Урса Фишера, был такой скандал. Год прошел и всё, это уже часть пространства. Все ходят фотографироваться, уже нет никаких возмущенных возгласов. Любое нововведение в городе будет вызывать полярные мнения — как за, так и против, это абсолютно нормально. Главное, чтобы городские власти понимали, что надо дать время.

К сожалению, бывают случаи, когда власти, на мой взгляд, реагируют неправильно. Пару лет назад была большая выставка в Краснодаре. Кому-то из горожан что-то не понравилось, и выставку свернули. С чего вдруг? С какой стати вообще? Ну мало ли, кому что не понравилось. Считаю, что нельзя идти на поводу у недовольного зрителя. Нужно давать время для заведомо спорной истории.

Скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина <nobr class="_">№ 4</nobr>» — это увеличенная в 50 раз копия комка глины, которую автор разминал в руках. Устанавливали эту <nobr class="_">12-метровую</nobr> композицию по частям с помощью подъемного крана

Скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4» — это увеличенная в 50 раз копия комка глины, которую автор разминал в руках. Устанавливали эту 12-метровую композицию по частям с помощью подъемного крана

Поделиться

Как провинциальному художнику раскрыть свой талант


— Нужно очень много и с любовью работать. Место жительства зачастую совершенно ни при чём. Если вам есть что сказать, вы это скажете в любом месте. Посмотрите на художницу Алису Горшенину: она всегда говорит, что никуда не хочет переезжать. Нижний Тагил — ее место силы, ей там хорошо. Почему она должна куда-то уезжать? Она прекрасно существует, на связи с теми, с кем нужно. Ведет свою художественную политику.

Если вам есть что сказать, нужно начинать это делать. Не спрашивая себя, зачем вы это делаете. Если хочется что-то мастерить — делайте это. И придет понимание, для чего это. Придут и зритель, и заказчик, куратор вас увидит. Сейчас есть огромное количество возможностей заявить о себе — медиа, соцсети. Да даже просто выйдя на улицу, вы уже о себе заявляете.

Часто мне пишут художники, у которых всего две картины: «А как нам начать продавать? А как нам попасть в галереи?» А с чем? Что вы сделали? Сначала выработайте собственный стиль, развивайтесь, тогда вас увидят и заметят. Стремление сразу выставляться в галереях и продавать свои работы — это не про искусство. Важно развивать свой вкус, адекватно себя оценивать и понимать, кто вы в контексте происходящего в своем городе. Чем вы ценны? Чем лучше или хуже других? Можно и нужно показывать людям свои работы, интересоваться их мнением. Чтобы быть увиденным и услышанным, действуйте.

В 2019 году художница Алиса Горшенина открыла выставку в родной деревне Яшкино. Точнее, разместила фото своих работ по всей деревне, не вторгаясь при этом в жизнь местных жителей

В 2019 году художница Алиса Горшенина открыла выставку в родной деревне Яшкино. Точнее, разместила фото своих работ по всей деревне, не вторгаясь при этом в жизнь местных жителей

Поделиться

Быть устойчивой конструкцией в нестабильные времена: искусство и политика

— Я считаю, что искусство сейчас невероятно востребовано у зрителя и самими художниками. Это их мотивация не останавливаться, поддержка в первую очередь самого себя. Возможности продолжают быть. Проходит очень много выставок, фестивалей. Есть чем заняться, есть, что и где показывать. Художникам совершенно не нужно отчаиваться. Если есть какие-то личные на то причины, а они у многих есть, это абсолютно нормально. Нужно дать себе время это пережить.

Художник может получать вдохновение от разных источников и терять это вдохновение. Это абсолютно нормальный процесс, с этим просто нужно работать. Отдохнуть эмоционально и направлять свое внимание на то, что дает вам силы и возможности для развития. Если поможете себе, поможете и кому-то другому, а тот другой поможет еще кому-то. Таким образом мы будем устойчивой конструкцией. Сейчас это очень важно.

Роман уверенно заявляет: посещаемость во многих российских музеях сейчас невероятно огромная. Художники всё так же нуждаются в зрителях, а зрители — в приобщении к прекрасному

Роман уверенно заявляет: посещаемость во многих российских музеях сейчас невероятно огромная. Художники всё так же нуждаются в зрителях, а зрители — в приобщении к прекрасному

Поделиться

Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.

Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.

По теме

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter