Культура мнение Отартюфились. В тюменской драме показали премьеру по Мольеру

Отартюфились. В тюменской драме показали премьеру по Мольеру

Почему ни дорогие костюмы, ни интересная сценография, ни игра строптивой горничной не вытянули спектакль

С этой сцены начинается спектакль «Тартюф»

Тюменский драматический театр начал октябрь и новый сезон после долгого затишья из-за пандемии с премьеры. На сцене поставили «Тартюфа» — комедийную пьесу Мольера. Работал коллектив постановщиков — режиссер Александр Баргман. С ним в команде были специалист по пластике, консультант по стилю, репетитор по сценической речи (для профессиональных актеров!) и консультант по психологии. Последний с особенным трепетом отнесся к отношениям и конфликтам внутри семьи главных героев, но почему-то все они так и остались отдельными личностями, не имеющими друг с другом ничего общего. Но обо всем по порядку — ниже.

Все происходит в доме Оргона, в котором поселился святоша Тартюф. Господин смотрит на гостя с восхищением и даже готов отдать за него сосватанную другому дочь. Почитание и восхваление Тартюфа со стороны Оргона ссорит его с детьми, супругой и слугами. Все вокруг видят, какой на самом деле человек Тартюф (лицемер и пройдоха), и только господин готов отписать ему дом и все имущество. А на родных за неверенье сыплет проклятия.

Истинная сущность Тартюфа проявляется лишь в объятиях молодой Эльмиры (играет Наталья Никулина) — супруги Оргона: он — любовник, готовый предать «друга» ради собственной выгоды и страсти. Но комедия была бы трагедией, если бы не хеппи-энд — в дело вмешивается король. Тартюф разоблачен, семейство Оргона спасено от разорения.

Елена Махнева в роли почти немой Флипоты

А что же на сцене тюменской драмы? Под синглы Стинга разворачивается трагедия семьи Оргона. До середины спектакля Тартюфа на сцене не видно — о нем лишь разговоры. Можно было подумать, что авторская задумка так и не выведет святошу на сцену, о нем лишь будут говорить все вокруг. Но любимец публики и режиссеров — актер Николай Аузин — не тот человек, который останется за кулисами. Он появляется к концу первого акта и очень уж похож на Христа. Но вместо благодетели и прощения он несет хаос.

Но ни он, ни Сергей Скобелев в роли господина Оргона, ни Наталья Никулина, ни молодые актеры не могут заставить зацепиться за их чувства и поверить в происходящее. Все время кажется, что история, эмоции, игра — как сам Тартюф — склонны к обману. Не зря со сцены звучит «отартюфились», и кажется, что все вокруг, как сам главный герой, — ищут выгоду и готовы пойти на все, лишь бы получить свое: аплодисменты, цветы, крики «браво» и полные залы зрителей.

Триумф Тартюфа на сцене тюменской драмы

А ведь в начале года (еще до пандемии) директор театра Сергей Осинцев заявлял, что премьер в 2020 будет две: «Бесы» Достоевского и «Тартюф». Но коронакризис поставил театр перед выбором. Сомневались (или не сомневались) между своеобразным и сложным Романом Габриа и глыбой театрального искусства Александром Баргманом. Выбора не было — простота, легкость и красочность победили сложность интерпретации и материала. Режиссер Баргман хорошо известен тюменцам: его рук и ума спектакли «Мольер» Булгакова, «Три товарища» Ремарка, «Крейцерова соната» Толстого, «С любимыми не расставайтесь» Володина. А теперь «Тартюф».

Марианна с горничной Дориной

Только изящные, но дорогие костюмы, декламирование строк из пьесы, высокие парики и сама постановка кажутся красивым фильмом, пиром, карнавалом, который не имеет ничего общего с действительностью. Очень сложно сидеть в зале в маске, в антракте (кстати, почему он был, если в филармонии давно отменен) ходить по фойе и с каждого места, ряда и от каждого зрителя слушать про пневмонию, больных COVID-19 и невозможности вызвать врача. И смотреть полный красок и радости спектакль.

Больше не кажется, что поход в дворец Мельпомены — это только желание утолить голод по искусству и попытка отвлечься. Вся наша жизнь меняется — сотни заболевших, десятки умерших от коронавируса или с ним, а тут, в золотом зале, на высокой сцене — актеры разыгрывают комедию, которая про что угодно, но точно не про нашу жизнь и реальность.

И даже появление Тартюфа в конце в современном костюме — не делает постановку про сейчас. А мизансцены с участием печального Пьеро или разрисованного офицера, кривляющегося и превращающего все в фарс, кажутся совсем инородными элементами.

Труппа спектакля «Тартюф» 

Правда, было бы совсем не простительно не отметить работу Кристины Тихоновой — вообще-то замдиректора по художественно-творческой деятельности драмтеатра. В роли горничной дочери Оргона она оказалась прекрасной. Свою роль она сделала главной, сильной. Будто только что поднялась на сцену из зала. И даже если бы из спектакля убрали всех других актеров, она могла бы удержать зрителя на протяжении тех же двух часов.

И все же, почему стоит посмотреть спектакль? Из-за горничной Дорины, интересной сценографии и потому что это наш театр.

Понравился ли вам спектакль «Тартюф» в тюменской драме?

Да, хорошая работа хорошего режиссера
В целом да. Я люблю любое искусство
Не очень, остались вопросы
Не понравился
Нельзя так оценивать спектакль. Напишу свое мнение в комментариях
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем