В 90-х уровень преступности в Тюмени бил все мыслимые и немыслимые рекорды. «Что поделать, такие времена...», — разводили руками современники, задумчиво смотря куда-то вдаль. Газеты пестрили криминальными сводками. Иногда скупые данные оперативников дополняли фотографиями с места происшествия. От некоторых из этих кадров леденеет кровь, но тогда это было нормой. Если можно, конечно, назвать нормой творившиеся ужасы.
Жертвами бессердечных убийц становились в том числе молодые девушки. Одной из них была старшеклассница Маша Зайцева, которая приняла приглашение зайти в гости к соседям. В тот же год во дворе школы № 27 нашли окровавленный труп 17-летней студентки педколледжа Оксаны Мазиной. Того, кто это сделал, нашли не сразу. И были шокированы тем, что он еще натворил.
Дерзкие ограбления и поиски жертв
Убийство юной Оксаны произошло 20 октября 1991 года и тут же спровоцировало волну слухов: в Тюмени появился маньяк. На теле девушки судмедэксперты насчитали больше 10 ножевых ранений. Преступник прицельно вонзал лезвие в шею и живот своей жертвы. Тогда дело осталось нераскрытым, убийца считался не розыскным. Но через несколько лет, в январе 1994 года, правда раскрылась.
— В результате оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в орбиту милицейского сыска попал 19-летний Геннадий Белокуров. С трудом осиливший 5 классов, он нигде не работал и неоднократно задерживался за мелкие кражи. Всякий раз косил под дурака и отделывался непродолжительными отсидками в психиатрических учреждениях закрытого типа, — писал Иван Рясной, корреспондент «Тюменского курьера».
Ощущение полной безнаказанности привело к тому, что Геннадий начал промышлять разбоем: нападал на улицах города на одиноких женщин и отбирал у них ювелирные украшения и верхнюю одежду. Грабил квартиры, проникая туда через окна и балконы. В 1989 году он с приятелями-ровесниками до полусмерти избил случайного прохожего, требуя денег, а через месяц решил умыкнуть охотничье ружье «Зауэр» — оно висело на стене квартиры на первом этаже одного из домов на Орджоникидзе.
Хозяин квартиры, фронтовик Великой Отечественной, услышав шум, подошел к окну. Белокуров выстрелил в него из ракетницы, выбив мужчине один глаз. Чуть позже этой же ракетницей Геннадий ранним утром избил на улице уборщицу: он пришел в ярость от того, что у женщины с собой не оказалось ничего ценного. Она пыталась защитить голову руками. Итог — переломы пальцев и их ампутация. За это всё подельника Белокурова в 1990 году отправили за решетку на 8 лет, сам же он остался на свободе.
— Геннадий Белокуров судом был признан невменяемым и направлен на принудительное медицинское лечение в Казань, в больницу закрытого типа. Видимо, вылечился быстро, потому что вскоре его решили перевести в обычную психиатрическую лечебницу в Винзилях. На тюменском автовокзале Белокуров сбежал от медсестры. Так он вновь оказался на родине, где и продлил свой кровавый след, — пишет в своей книге «Записки опера» Виктор Щеголев, экс-сотрудник управления уголовного розыска УВД Тюменской области.
Вернемся к расправе над студенткой Оксаной. В тот осенний вечер Белокуров, прихватив с собой нож, отправился высматривать очередную жертву. Во втором часу ночи встретил знакомого с девушкой, чью шею украшала золотая цепочка. Когда приятель засобирался домой, Геннадий вызвался проводить красавицу-студентку домой. Она согласилась. А вот расставаться с ценным украшением категорически не хотела. Поэтому, когда Белокуров резко схватил ее за руку и начал грозить ножом, девушка начала сопротивляться и громко кричать — надеялась, что водители проезжавших машин ее услышат и придут на помощь.
И они, возможно, и помогли бы, но убийца действовал быстро. Раз за разом вонзал в тело Оксаны нож, пока она не скончалась. Геннадий, сняв с трупа золотую цепочку, серьги и кольцо, поспешно скрылся. Конечно, Белокуров знал, что его будут искать. Поэтому быстренько уехал в Казань. Там, впрочем, тоже наследил: при ограблении квартиры жестоко убил оказавшегося дома подростка.
Друг в канаве и день, когда всё пошло не по плану
Выждав время, Белокуров вернулся в Тюмень. Затаился на некоторое время, пьянствуя на квартирах со своими единомышленниками. В декабре 1991 года, через пару месяцев после убийства студентки Оксаны, Геннадий повздорил со своим собутыльником Барабановым. Когда последний уснул, Белокуров притащил таз для стока крови и принялся бить приятеля молотком по голове. Решив, что дело сделано, при помощи собутыльника Челтушева Геннадий раздел Барабанова и выбросил в придорожную канаву.
Барабанову повезло: его заметила проезжавшая мимо бригада скорой помощи. Он выжил, на что Белокуров явно не рассчитывал. И уже спланировал новое убийство: решил убрать ненужного свидетеля в расправе над Барабановым. Этим свидетелем, точнее, свидетельницей была сожительница Геннадия. Придя к ней в дом, Белокуров до смерти забил ее молотком. Его совершенно не волновало, что в это время дома была бабушка его возлюбленной: от безжалостных ударов молотка умерла и старушка. Забрав ценные вещи, Геннадий устроил поджог — чтобы скрыть следы преступления. Он понимал, что творит ужасные вещи, но остановиться уже не мог.
Но однажды фортуна отвернулась от Белокурова. В тот день, 28 января 1992 года, он вместе с двумя подельниками решил ограбить очередную квартиру. Выбор пал на жилище студента машиностроительного техникума, жившего на Пермякова, 21. Геннадий не предполагал, что это его последнее преступление.
— Наставив на плечо вместо приветствия пистолет-самоделку, Белокуров предложил приятелю «расстаться без базара со шмотками». Связав опешившего хозяина квартиры шнуром от магнитофона, грабители принялись выносить вещи во двор и складывать их в такси, — рассказывал читателям постсоветский журналист Иван Рясной.
Опергруппа тем временем установила госномер такси, на котором преступники увезли украденное, и ввела план «Перехват». Нашли таксиста, который подробно рассказал всё о своих пассажирах: откуда забрал, куда отвез. Пунктом назначения для Белокурова и его команды стал типовой дом на улице Мельникайте.
— Дом этот был тут же блокирован, планировали вызвать ОМОН и с его помощью прочесать все квартиры этого дома. Однако всё завершилось гораздо лучше — из дверей подъезда в сопровождении двух приятелей вышел Белокуров и на стоявших у дома «Жигулях» укатил на Кресты, где вместе с одним подельником (второй вышел из машины раньше) высадился на улице Трактовой. Далее последовал штурм с автоматами и бронежилетами (было не до шуток, ведь фигурировал пистолет). В результате повязали обоих разбойников (вторым оказался гастролер из Новосибирска), а в доме нашли самодельный пистолет и кое-какие вещи с разбоя, — вспоминал в своей книге экс-силовик Виктор Щеголев.
После задержания Белокурова вскрылись и другие, ранее неизвестные преступления. Ему инкриминировали жестокие убийства, разбои и хищения. Геннадий хотел и на этот раз притвориться психически нездоровым, чтобы уйти от ответственности, но не вышло: экспертиза в Московском институте судебной психиатрии имени Сербского признала его вменяемым.
— Я много общался с Белокуровым и не считаю его психически больным. У него отличная память. Превосходно помнит все свои преступления, до мельчайших подробностей: какие вещи брал, кому продал. Свою жизнь помнит, начиная с двух лет. Очень наблюдателен. Тонкий психолог, легко сходится с людьми, поэтому без проблем находил соучастников. По его делам арестовано около десятка людей, — таким запомнил Белокурова Александр Канышев, работавший в 90-х начальником уголовного розыска в Тюмени.
С тем, что на этот раз закосить под психа не вышло, Геннадий Белокуров мириться не стал. Он решил во что бы то ни стало избежать сурового приговора суда и цели своей добился: не дождавшись вынесения приговора, повесился в камере СИЗО.
Другие рассказы про наш город в прошлые десятилетия найдете в нашей рубрике «История Тюмени». Например, мы уже рассказали вам, как обычная студентка стала первой в Тюмени королевой красоты. Выяснили, почему исчезло легендарное детское кафе, и поделились историями кровавых криминальных разборок бандитов в лихие 90-е.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.