
Ферма появилась в небольшом коттеджном поселке в Перевалово
Пока одни мечтают сбежать из деревни в город, другие строят свое дело на земле. В 30 километрах от Тюмени, в небольшом коттеджном поселке в Перевалово супруги Ольга и Сергей Боголюбовы уже несколько лет создают цветочную ферму под названием «Романтик». Здесь в сезон расцветают тысячи растений — от тюльпанов и матиолы до эустомы и георгинов. Всё это — не просто бизнес, а образ жизни, в котором есть место и семейной традиции, и ежедневному тяжелому труду, и настоящей любви к цветам. Что стоит за красивой картинкой — в материале Дарьи Макеевой.
Посмотри, что из себя представляет цветочная ферма
Началось всё с букета из васильков
Ольга работает с цветами с 2006 года. За плечами — аграрная академия, опыт в ландшафтных компаниях, годы, проведенные с рассадой и саженцами. В 2019 году она твердо решила, что хочет заняться именно цветочной фермой. Тогда в моду только-только начали входить букеты из ромашек, васильков, пижмы — тот самый «натургарден», фермерский стиль, за который позже будут бороться флористы и декораторы.
— Я работала с растениями, до этого выращивала саженцы, которые мы доставляли покупателям, — вспоминает Ольга. — А тут как будто всё совпало: мои умения, знания и новая идея. Сначала реакции от флористов не было. Я не попала в нужную палитру, не понимала, что востребовано. Но когда моя соседка пришла за букетом для мамы на 70-летие, я собрала охапку из простых цветов, васильков. Через несколько дней она позвонила: «Все вспоминают этот букет, говорят, как в детстве». Я поняла: надо продолжать.

Ольга работает с цветами с 2006 года

На ферме растет более 30 видов культур, а это тысячи растений

С умом использован каждый клочок семьи
Вместе, всей семьей
Сначала Ольга работала одна, муж просто помогал по выходным. Но в 2020 году, когда началась пандемия, Сергей присоединился к делу всерьез. Они составили бизнес-план, разметили участок, который изначально покупали для строительства дома, заложили теплицы.
— Сейчас мы работаем вдвоем, иногда помогает мама. У нас трое сыновей, и все они вовлечены. Старший уже в Москве, учился в МИФИ, но до сих пор вспоминает, как стоял с лейкой. Средний учится в Тюмени и приезжает на помощь. А младший, которому 10, вместе с нами тут на каникулах. У него уже есть свои участочки, уже знает, как включать полив, называет цветы «моими детками», — смеется Ольга.
Название фермы — «Романтик» — тоже семейное. Ольга и Сергей познакомились еще в академии, на секции туристов. С тех пор и путешествуют, и выращивают цветы вместе.

Сергей во всём поддерживает и помогает Ольге

Такие красивые пионы немного где можно встретить

Эти прекрасные пионы отправились в цветочные магазины
Дело не из Pinterest
— Цветочный бизнес — это не хобби, это образ жизни, — говорит Ольга. — Вставать в пять утра, поливать, кормить, проверять, снова поливать вечером. Мы выходим в полдвенадцатого ночи, а в шесть уже снова на ферме. У нас нет «перерыва» на лето, у нас только полив и посев.
Ферма сейчас — это более 30 видов культур, тысячи растений. Только тюльпанов — 20 тысяч луковиц. Есть георгины (около 3 тысяч), антирринумы (4 тысячи), матиола, прихотливая и сложная в уходе эустома. Последняя, например, требует 6–7 месяцев от посева до первого распустившегося цветка.
— Мы выращиваем матиолу — порядка 10 тысяч за сезон, эустому — около 8 тысяч. Это сложная культура. Мы сеем ее в январе, а срезаем только в июле. Поэтому я говорю: не всё, что красиво, просто, — подытоживает фермер.

Только представьте, какой витает аромат в воздухе

После срезки цветы хранятся в холодильнике. Температура тут около +5 градусов

На ферме около 20 соток земли, и вся она засажена растениями

Множество цветов растут в теплице, но большинство — в открытом грунте
Не романтика, а экономика
В условиях санкций заниматься цветочным фермерством стало особенно сложно. Впрочем, как и любым другим бизнесом. Почти все профессиональные семена, корни, удобрения — импортные. Российская селекция, по словам Ольги, в 90-е была фактически уничтожена, и заменить ее до сих пор нечем. Семена теперь приходится заказывать через третьи страны, что серьезно увеличивает стоимость: цена растет не только из-за курса валют, но и из-за инфляции у поставщиков. Выгодно ли сейчас начинать подобный бизнес? Вопрос, конечно, открытый.
— Я бы рекомендовала прежде очень хорошо подумать, стоит ли оно того, прежде, чем начинать, — говорит Ольга. — Потому что сейчас зайти в этот бизнес крайне дорого. Семена американские, голландские, японские. Их сложно достать, цена выросла из-за санкций, логистика сложная. Например, один профессиональный лоток для гидропонного выращивания стоит 500–600 рублей, а нам нужно около 200. Теплица — больше 500 тысяч. Грунт — по 15 тысяч за машину. А всё это надо закупать каждый год.
Чистая прибыль при этом скромна. Из, скажем, двух миллионов оборота около 60% — это затраты на материалы, удобрения, логистику. Остальное — на жизнь. И еще чуть-чуть — в инвестиции на будущее.
— Мой сын в IT зарабатывает больше, чем мы с мужем вместе, — честно признает Ольга. — Это не про деньги.
* Только взгляните на эту красоту в галерее ниже! Настоящее удовольствие для глаз.






Цветы и конкуренция
Сейчас на рынок заходят и крупные хозяйства, и демпинговые поставки из Китая, Армении. Цветком завалены склады и холодильники. При этом себестоимость каждого — очень высокая, признает бизнесвумен.
— Мы не можем ставить низкие цены, потому что закупаем всё импортное. А потом конкурируем с дешевым цветком из Китая и Армении, который приходит без пошлин, — объясняет Ольга.— Если оптовики раньше брали по 5–6 пачек цветов, то сейчас — одну, максимум две. А мы всё так же выращиваем сотни. Стало сложнее. Но есть клиенты, которые ждут именно нас. Те, кто любит аромат, свежесть, неповторимость.
Есть и другая проблема — климат. Тюмень — это не Краснодар. Здесь нет «бесплатного солнца», приходится всё содержать в теплицах, бережно и тщательно следить за температурой, средой, а это значит — платить за отопление, свет, воду. Или в случае непредвиденных обстоятельств — терпеть убытки.
— У нас весной была аномальная жара. Земля горячая, рассада сгорела. Бывают и заморозки. А еще вредители, болезни. Это не юг. Это зона рискованного земледелия.

Цветочный бизнес вовсе не простое дело, и, прежде чем начинать, стоит множество раз подумать, говорит Ольга

В этом году на ферме пробуют выращивать и каллы. Уже пошли первые цветы

Несмотря на сложности, ферма Боголюбовых продолжает развиваться

Угадаете, что это за цветы растут?
Тюменский натургарден
Тем не менее спрос есть. Причем формируют его вовсе не те, кто привык к классическим красным розам. Новые клиенты — это молодые люди, 25–35 лет, которые «повидали Европу», где фермерские цветы уже давно в тренде. И теперь как покупатели отдают предпочтение им.
— Сейчас моден натургарден, стиль «как у бабушки в деревне». Свадьбы делают с колосьями, с ромашками, с васильками. Нам это понятно и близко.
Несмотря на сложности, ферма Боголюбовых продолжает развиваться. Сейчас они думают о переходе в розницу — возможно, с онлайн-магазином или доставкой охапок. Есть идеи по диверсификации — овощи, декоративные травы. Но цветы всё же всегда будут в приоритете.
— Мы постоянно в рабочем потоке, — говорит Ольга о загруженности и о том, как часто она получает удовольствие от результатов. — Пока срезаем, вяжем, грузим — нет времени оглянуться. Радость приходит, когда в декабре листаешь фото и думаешь: ничего себе, как мы это всё успели осилить. И когда клиент говорит, что его букет напомнил детство, поле, бабушку — вот это стоит того.
Это не единственная цветочная ферма в Тюменской области. Анастасия Ефимова увлеклась цветоводством давным-давно. А вот профессиональным фермером, как и Ольга, стала в 2019 году. Первую партию выращенных на своем участке цветов она продала всего за 6 тысяч рублей. Сейчас они вместе с супругом — владельцы крупной цветочной фермы, которая приносит несколько миллионов в год. Подробнее о семейном бизнесе — рассказывали в предыдущем материале.