Бизнес А могли бы открыть пивную и грести деньги лопатой: почему тюменцы решились развивать бизнес для детей

А могли бы открыть пивную и грести деньги лопатой: почему тюменцы решились развивать бизнес для детей

Подборка кейсов от создателей творческих и образовательных проектов

Даже если вам на секундочку показалось, что в вашей жизни надо что-то менять, читайте три бизнес-истории для вдохновения

Что общего между театральным режиссером, педагогом иностранных языков и мамой троих детей, которая ждет четвертого? Все они сделали ставку на развитие детской индустрии и рискнули открыть собственное предприятие в формате 0+. На портале 72.RU новый выпуск проекта о малом бизнесе, инициированный девелопером Брусника в поддержку предпринимателей. Владельцы самых разных компаний рассказывают свои истории, делятся инсайтами и публично сожалеют о совершенных ошибках. В прошлой серии создатели фуд-бизнесов говорили о том, как открыть ресторан и не прогореть. Герои этой публикации — смельчаки, которые поставили на культуру, образование и товары для детей. Читайте и вы узнаете, может ли быть прибыльным малый бизнес для маленьких и постарше.

Юрий Демчук, директор театральной мастерской «Будильник»: «Мы четыре года выступали в подвалах. Но улицы нас закалили»


Кто сказал, что нереально прожить на любви к искусству, а режиссер-бизнесмен звучит как-то нелепо? Пример мастерской «Будильник», которая два года назад открылась в микрорайоне «Видный», доказывает обратное. Сейчас «Будильник» — это бренд, творческая студия с репутацией, где сотня ребят от 3 до 17 лет занимаются актерским мастерством и участвуют в спектаклях. Одновременно коллектив театра выступает с постановками в разных жанрах — от классической драмы до уличной философской клоунады. Арт-проект пока не в плюсе, но чувствует себя стабильно. Разумеется, не будь Юрий Демчук таким максималистом, забудь про юношескую мечту и открой пивную, деньги потекли бы рекой. Но это не его случай.

Юрий окончил вуз-легенду — Тюменскую государственную академию мировой экономики, управления и права, которую в народе называли тюменским Хогвартсом. Он отучился на режиссера и организовал на площадке университета студенческий театр. Затем вуз расформировали, и ребята стали бродячими артистами. Труппа четыре года выступала на самых странных площадках — от подвалов до подмостков драмтеатра, мечтая о собственном помещении.

«Есть такая максималистская штука — мечта. Кто-то с ней договаривается, соглашаясь на стабильность и деньги. А у кого-то она берет верх»

— Нам пришлось выйти на улицы. Костяк студии тогда насчитывал человек 10–15. Улицы нас закалили. Из нас получились такие цыганята со своим реквизитом, который хранился на балконах. Однажды нам пришлось ночевать под открытым небом, охраняя декорации, потому что нам было просто некуда их отвезти. Я понимал, что можно пойти работать, например в департамент культуры, но там ты не занимаешься тем, о чем мечтал. Знаете, есть такая максималистская штука — мечта. Она во всех, наверное, живет. Кто-то с ней договаривается, соглашаясь на стабильность и деньги. А у кого-то она берет верх. И он говорит, нет-нет, я открываю свое дело, буду сам себе хозяин, сам себе режиссер. Независимость — это то, чем сейчас очень редкий бизнесмен может обладать. Всё это вкупе подвигло меня на создание своего дела.

В какой-то момент жизни режиссер студии столкнулся с микрорайоном «Видный». Юрий часто приходил за кофе в эту часть города и здесь же занимался спортом.

— Как-то во время утренней пробежки я обратил внимание на одно прекрасное помещение, которое не было никому сдано, и понял, что вот эти 172 квадрата — как раз столько, сколько мне нужно для небольшого андерграундного молодежного театра, — рассказывает Юрий. — Мне повезло выйти на собственника. Я объяснил свой замысел. Он скептически, но по-доброму отнесся к моей идее, и это меня вдохновило. Он говорил, мол, легче открыть здесь пивную, это на века и дело точно пойдет. Но пивные есть в каждом доме, а должно быть в каждом доме по театру. В итоге арендодатель заразился моим проектом и сказал: «Юр, ну давай попробуем».

Чтобы стартовать, Юрий взял кредит в банке и занял небольшую сумму у друзей под низкий процент — в общей сложности 3 миллиона рублей. Сейчас на возврат займов на «мечту», аренду и зарплаты сотрудникам в месяц уходит около 500 тысяч рублей.

— Сам театр — гипернеприбыльное дело. Но вдохновляет поддержка. Родители и брат всегда были на моей стороне. Не припомню такого, чтобы мне говорили: «Давай-ка лучше иди на бурильщика». Потом я попал к хорошему мастеру по режиссуре. А потом такой арендодатель встретился. И команда единомышленников собралась великолепная. Поэтому пока мы живы. Вообще творчества в городе очень мало, я имею в виду молодежный экспериментальный театр. У нас есть установка — нельзя делать плохой продукт. Если мы пойдем по такому пути — это крах всего. Мы с большой ответственностью относимся к зрителю и делаем хорошие постановки. Сейчас у нас в разработке три спектакля: уличный экоспектакль «Свалка», фривольная женская притча «Иностранка» и любовная драма «Черепаха Маня».

Основной доход театра «Будильник» и возможность выйти на самоокупаемость — это студия актерского мастерства для детей. От большущего минуса и голого энтузиазма на старте маленький бизнес пришел к тому, что уже не думает закрываться. Жители «Видного» понимают: «Будильник» — это знак качества, и приводят детей учиться театру.

«Сам театр — гипернеприбыльное дело. Но вдохновляет поддержка. Не припомню, чтобы близкие мне говорили: "Давай-ка лучше иди на бурильщика»

В разгар пандемии «Будильник» уходил в онлайн. Команда педагогов-режиссеров создала новый формат и одной из первых в России представила онлайн-постановку и мастер-класс по актерскому мастерству.

— Мы не могли сказать родителям студийцев — платите за дистанционные занятия. Мы понимали, что формат не изведан, результаты не ощутимы. Мы боялись в принципе потерять аудиторию. Что если пандемия пройдет и родители возьмут и уведут ребенка на тхэквондо. Но нас поддержали. У нас был проект «Билет ни на что». Любой житель Тюмени мог отправить на карту директора любую сумму и написать: «Покупаю билет ни на что». Родители, зрители, просто сочувствующие отправляли какие-то суммы в знак благодарности со словами общей поддержки. Это было массовое явление — в самый трудный месяц мы собрали около 100 тысяч.

Собственник помещения в «Видном» отнесся к театру лояльно и не взимал арендную плату с «Будильника» во время этого страшного периода, но взял с директора обещание, что проект будет сильным и обязательно выживет.

— Мы продумываем планы на новый учебный год. Хотим открыть новый курс в направлении soft skills, где дети от 6 до 9 лет через погружение в театр и игру смогут изучать экономику, финансы и основные законы. Почему-то принято считать, что разговор про деньги — это для больших дядек-предпринимателей. Но, когда я стал предпринимателем, я столкнулся с проблемой дефицита знаний. Как работают деньги? Что такое фьючерсы? И понял, что об этом надо говорить, объяснять школьникам, что деньги с трудом зарабатываются. Я уверен, что кризис — это не точка роста, — делится Юрий. — Разве вы можете назвать войну точкой роста? Вообще-то тогда люди умирали. Пандемия — это не полезно для театра. Театр — это про живое общение. Все вариации на тему дистанта — это временный антидот, чтобы пережить сложные времена. Слава богу, сейчас всё позади, наши студийцы вернулись. С сентября начали полноценно заниматься.

Вячеслав и Кристина Казанцевы, собственники сети магазинов «Берегите Чудо»: «Почему мама с грудным ребенком должна ходить по магазинам в поисках лучших товаров для малыша?»


Кристина и Вячеслав Казанцевы — родители со стажем. В семье растут трое малышей, скоро будет четвертый. Бизнес-идея у семейной пары родилась вместе с первенцем. Маме с папой хотелось, чтобы их ребенок получал каждый день всё самое лучшее, чтобы при этом траты на подгузники, присыпки и салфетки не достигали огромных размеров.

Супруги столкнулись с тем, что на рынке товаров для самых маленьких много некачественной продукции, совсем не такой, которую хочется купить. Чтобы найти нужную вещь, ты был вынужден обойти все аптеки, торговые центры и профильные магазины в округе. С коляской или с маленьким ребенком на руках. И нет гарантии, что найдешь желаемое. Мысль об интернет-доставке правильных товаров для детей на любой вкус и кошелек напрашивалась сама собой.

— Выбрать товары для нашего магазина было несложно, зачем нанимать маркетолога, чтобы изучать рынок, если мы сами родители и знаем потребности покупателя изнутри, — рассказывает Кристина. — Мы потихоньку начали развивать доставку самых ходовых товаров: подгузников, салфеток, аксессуаров для вскармливания и купания. А спустя некоторое время открыли первый розничный магазин. Далее встал вопрос масштабирования бизнеса, и мы приняли решение развиваться по франшизе, зарегистрировали торговый знак, оформили все бизнес-процессы и стали предлагать свою франшизу таким же энтузиастам-родителям. Сейчас «Берегите Чудо» работает в 15 городах России и Беларуси.

Магазин в «Европейском» родители открыли полтора года назад. Подбор помещения занял около полугода. Владельцам сети была важна безбарьерная среда. Чтобы для мам с колясками поход за покупками не превращался в преодоление полосы препятствий и не отнимал уйму времени. По замыслу владельцев сети, мамин шопинг должен был походить на легкую и веселую прогулку с малышом.

«Важно, чтобы для мам с колясками поход за покупками не превращался в преодоление полосы препятствий и не отнимал уйму времени»

— Мы подобрали отличное помещение в самом сердце микрорайона — на площади Европы, — рассказывает Вячеслав. — Нам повезло собрать команду грамотных и отзывчивых специалистов. Наших продавцов знают по именам. Молодые родители приходят к нам не только за покупками, но и поделиться житейскими радостями вроде появления первого зуба или наконец-таки освоенного навыка «ходить на горшок». И такой уровень доверия и лояльности — это безумно приятно.

В Тюмени, мягко говоря, много поставщиков детских товаров. Но конкуренцию владельцы «Берегите Чудо» расценивают не как опасность. Скорее как возможность заработать и выйти на новый уровень, придумать что-то, до чего не додумались другие.

— Мы мониторим работу коллег: и локальных, и федеральных. Стремимся сделать наше предложение выгоднее и комфортнее для клиента, в нашем бизнесе это особенно важно. Ведь если мы угодим беременной женщине, то минимум на ближайшие два года она точно останется с нами.

Свои принципы Кристина и Вячеслав транслируют партнерам-франчайзи, говорят о важности укреплять навыки управленца через обучение и не действовать наобум.

— Предпринимательство — это не образ жизни, это огромная работа, профессия, — убеждены бизнесмены, — Нельзя пренебрегать базовыми принципами менеджмента и действовать на основе только лишь своих ощущений и интуиции. Чтобы достичь результата, стоит опираться на точные знания и экономические расчеты. Особенно в кризис.

«Пандемия 2020-го стала интересным испытанием для семейного бизнеса. Рознице запретили работать, при этом интернет-магазин пошел в рост»

— Иногда буквально хотелось кидаться из крайности в крайность, — вспоминает Кристина, — от смены формата работы и закрытия до расширения штата и вливаний в ИТ-разработки. Тем не менее нам удалось сработать максимально эффективно. Мы сохранили все магазины и коллектив в полном составе. Мало того, онлайн-площадка «Берегите Чудо» расширила службу доставки. Срок выполнения заказа сократился до трех часов. Отчасти благодаря этому мы очень ощутимо приросли новыми покупателями, хотя раньше они предпочитали обращаться в крупнейшие федеральные сети.

Четвертая беременность помогла Кристине прочувствовать на себе все трудности потребителя во время пандемии. Проблемы рядовой мамы стали для нее более близки и очевидны. Отсюда чуткая и быстрая реакция на запросы рынка и новое конкурентное преимущество в копилке «Берегите Чудо». В то время как игроки послабее стали один за другим сворачивать бизнес, освобождая ниши.

Елена Потравная, руководитель школы иностранных языков «Сигур»: «Мамы приводят детей в 4 года учить китайский, потому что думают об их карьере»

Елена Потравная по профессии — преподаватель иностранных языков. Поступая в университет, она мечтала работать переводчиком, но после первой же практики поняла, что гораздо больше хочет быть учителем. В итоге выпускница вуза выбрала работу в языковых центрах. Получив диплом, Елена успела отточить навыки в различных частных учебных заведениях, поработала в авиакомпании и других коммерческих структурах, обучала английскому инженеров и нефтяников. А сейчас руководит школой иностранных языков на базе учебного центра «Сигур», который занимается переподготовкой кадров и повышением квалификации специалистов по различным профилям — от промышленной безопасности до сферы образования.

— В Тюмени сотни предприятий сотрудничают с международными компаниями-партнерами, — рассказывает историю появления бизнес-идеи Елена Потравная. — А значит, и спрос на изучение иностранных языков должен быть высоким. Собственники учебного центра «Сигур» рискнули запустить лингвистическую школу на своей площадке. Мне доверили курировать это направление. Было решено давать корпоративные уроки иностранных языков для сотрудников компаний и просто жителей Тюмени — взрослых и детей.

Сам учебный центр существует 11 лет, а подразделение школы иностранных языков открылось 5 лет назад

Когда появился проект школы иностранных языков, «Сигур» находился в заречной части города. Как раз на тот момент началось строительство Европейского микрорайона. И владельцы бизнеса приняли решение, что школа будет развиваться исключительно в перспективных и красивых территориях, куда стремятся переехать молодые и активные семьи. Именно поэтому ее филиалы были открыты сначала в «Европейском», а потом в «Видном». Центр в квартале «Европейский» до сих пор остается самым популярным в сети.

— Мы очень быстро сформировали базу учеников, — говорит Елена Потравная. — С каждым последующим набором число клиентов удваивалось или утраивалось, потому что ученики приводили своих друзей, плюс микрорайон продолжал развиваться. Сейчас в школе обучают взрослых и детей четырем языкам: английскому, французскому, немецкому и китайскому. Это самые популярные языки в Тюмени.

Разумеется, английский — вне конкуренции. Это обязательный предмет в школе, требующий подготовки.

— Многие родители приводят детей учиться английскому с 1-го класса, а то и раньше, чтобы потом им было проще в школе. Набрал популярность китайский. До пандемии на занятия с носителями языка приводили даже 4-летних студентов. Так родители инвестируют в будущую профессию ребенка.

Ставка на опытных педагогов, знающих свою работу и чувствующих детскую психологию, позволила школе «Сигур» дать фору многим учебным центрам в Тюмени. Перед преподавателями ставили задачу — искать ключ к каждому ученику, использовать игровые методики, делать занятия интерактивными.

«"Старенькие" студенты, которые с нами уже много лет, перешли на дистант с любимым педагогом. Им было важно видеть своего преподавателя»

— В этом году из-за самоизоляции школа ушла в режим онлайн, — рассказывает Елена Юрьевна. — Мы бодро переквалифицировались. Адаптация заняла несколько недель. «Старенькие» студенты, которые с нами уже много лет, перешли на дистант с любимым педагогом. Им было важно видеть своего преподавателя. В классе он или в мониторе компьютера — значения не имеет. Были студенты, которые отказались от перехода на онлайн по техническим причинам. Допустим, у кого-то дети уехали в деревни, где попросту нет интернета. Но порядка 70% обучающихся остались. Малышей-дошкольников мы не переводили в онлайн, с такими неусидчивыми студентами сложно воплощать виртуальный формат без участия родителей. Мы ждем дошколят только в классах.

Из-за закрытия границ оказались нарушены планы по международному обмену педагогами — носителями языка. Принятые антикризисные финансовые меры обернулись для студентов выгодами. На период дистанционного образования школа «Сигур» ввела скидку на обучение, понимая, что для многих семей, особенно многодетных, сложно тратиться на дополнительное обучение, когда доходы резко упали.

— Мы всегда в курсе событий в жизни учеников. Педагоги держат контакт со студентами и их родителями в соцсетях, в вайбере, по телефону. Многие мамы, ожидая своего ребенка с занятий, любят общаться с администраторами и между собой. Они знают, что здесь их примут, как дома, и безоговорочно нам доверяют. Приводят своих детей как к друзьям. Это добавляет нам уверенности в завтрашнем дне.

«Родители знают — здесь их примут, как дома, и безоговорочно нам доверяют. Приводят детей как к друзьям. Это добавляет уверенности в завтрашнем дне»

«Сигур» планирует расширяться. В квартале «Европейский» будет увеличена площадь центра. В этом микрорайоне открывается корпус школы № 94, которая обеспечит педагогов притоком новых учеников. В филиале в «Видном», загруженном на 100%, запустится дополнительный офис напротив школы № 65. Ожидается, что принцип «вышел из общеобразовательной школы — зашел в языковую» сработает.

— Работа в языковом центре для преподавателя эмоционально отличается от работы в обычной школе. Педагоги видят прогресс уже через несколько уроков. Радоваться успехам студентов и гордиться своим трудом каждую минуту — это важно. При этом оказывается, что занятие любимым делом может быть еще и прибыльным. Если вам вдруг на секунду показалось, что в жизни нужно что-то менять, думаю, надо действовать. Попробуйте начать, даже если будет трудно. Это имеет смысл.

Партнёрский проект

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем