История закусочной «У Татьяны» началась более 20 лет назад. В 90-е её владелица пекла беляши с пирожками и продавала их у тобольской трассы. Выпечка оказалась вкусной, и вскоре у федеральной автодороги появился вагончик. С годами бизнес Татьяны Моргуновой разрастался, помещение расстраивалось и в итоге превратилось в двухэтажное кафе-замок. Рядом предпринимательница из села Борки хотела строить небольшую гостиницу, но проект расширения Тобольского тракта перечеркнул ее планы и поставил под вопрос судьбу почти трех десятков местных семей, для которых работа в кафе «У Татьяны» — это основной доход.
Работы по расширению северной трассы уже вплотную подошли к кафе. Карман, который администрация Тюменского района когда-то делала специально для стоянки грузовиков, заберут уже этим летом, на его месте будет полоса для разгона. Подъехать к заведению Татьяны автомобилисты смогут только через поворот в само село. На три придорожных кафе и несколько магазинов здесь останется площадка, которая с трудом вмещает несколько небольших фур.
Как кафе у трассы перестало быть объектом придорожного сервиса
На встрече с жителями Борков, которую дорожники проводили в прошлом году, предпринимателям сообщили, что для объектов придорожного сервиса, которые появились до 1998 года, рассматривают возможность оборудовать съезды за счет федерального бюджета. Кафе «У Татьяны» официально работает с 7 августа 1997 года, но и его владелице предложили решать возникшую проблему за свой счет. Когда редакция 72.RU обратились к дорожникам за пояснением, выяснилось, что общепит, работающий на трассе более 20 лет, не является придорожным сервисом.
— Кафе «У Татьяны» (ИП Моргунова Т. В.) расположено на землях населённого пункта села Борки, за границей полосы отвода федеральной автомобильной дороги Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск, и по закону не классифицируется как объект придорожного сервиса. Заявления на присоединение данного кафе как объекта придорожного сервиса к сети автомобильных дорог федерального значения в адрес ФКУ «Уралуправтодор» не поступало. Доступ к кафе после капитального ремонта может осуществляться через съезд на существующую улично-дорожную сеть, — рассказали дорожники.
Услышав такой неожиданный ответ дорожников, Татьяна Моргунова в недоумении разводит руками и показывает документ, разработанный в 2003 году. Тогда она вместе с другими предпринимателями, работающими вдоль федеральной трассы в Борках, заказывала проект благоустройства придорожного сервиса.
— Когда мы начинали работать, то к каждому кафе был свой подъезд. Потом нам поставили условие — собрать все заведения на несколько площадок. В Борках тогда было 20 кафешек, из них сформировали три площадки. На проект заездов и выездов мы все скинулись и сделали документ в 2003 году. На нем стоят синие печати дорожников, ГИБДД, местной администрации. Все они согласовывали технические условия, и году в 2005–2006-м администрация на основании этого проекта сделала нам парковочные карманы. Они не просто так здесь появились, но сейчас их у нас решили забрать, — рассказывает Татьяна Моргунова.
Кафе «У Татьяны» даже в генплане обозначено как объект придорожного сервиса, но дорожники утверждают, что это устаревшие данные.
— Кафе ранее действительно считалось объектом придорожного сервиса и находилось в границах полосы автодороги, но в 2010 году Минтрансом был выпущен приказ № 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения», который отменил придорожные полосы в населенных пунктах. Сейчас кафе находится за полосой отвода на землях населенного пункта и не является объектом придорожного сервиса, — аргументировали свою позицию дорожники.
Что предлагают дорожники
Делать подъезд предпринимателям предлагают за свой счет, для этого по самым скромным расчетам необходимо минимум 10 миллионов.
— Даже если я всё продам, то у меня просто нет таких денег. Я только налогов по зарплате плачу полтора миллиона рублей в год. У соседей — еще более мелкий бизнес. Им проще от него отказаться, чем тратиться на обустройство подъезда, — признается Татьяна Моргунова.
Что говорят водители
В кафе «У Татьяны» всегда многолюдно. Сюда нередко заезжают звезды и иностранцы. Для последних есть меню на английском и даже китайском языке. Перед обедом дальнобойщики могут сходить в душ, отдать в стирку грязные вещи и даже подстричься.
— На выезде в сторону Тобольска это одно единственное достойное кафе, где можно остановиться после города и пообедать. Здесь и сейчас места для стоянки немного. Мне кажется, что нужно решать вопрос с местной администрацией и искать свободный участок, где можно сделать площадку для стоянки, пусть даже он будет где-то подальше от кафе. Водители в любом случае будут заезжать и ходить сюда, потому что здесь действительно хорошо и многие уже привыкли. А расширять дорогу в любом случае нужно, потому что все федеральные трассы по стране сейчас очень загружены, — рассказал 72.RU водитель большегруза Михаил Поршнев.
Сделать федеральную трассу четырехполосной на всем протяжении пути от Тюмени до Тобольска «Уралуправтодор» планирует к 2023 году.
Кафе «У Татьяны» работает круглосуточно и обслуживает сейчас не менее 300 посетителей в день.
— Живу в Тобольске и часто езжу в Тюмень по этой дороге, больше 20 лет постоянно заезжаю и ем «У Татьяны». Я помню, когда здесь просто стоял зеленый вагончик, и они на глазах поднимались-поднимались и вот такую красоту построили. Если их закроют отбойником, то это будет очень несправедливо. Здесь вкусно, культурно, быстро. Если они закроются, мне придется брать с собой в дорогу контейнеры, потому что на этой трассе больше нет таких достойных мест, куда можно заехать поесть, — добавил Юрий Олюнин.
Сколько людей могут лишиться работы
На сегодняшний в кафе «У Татьяны» официально трудоустроены около 30 местных жительниц, в их числе есть декретницы и многодетные мамы, для которых эта работа является основным семейным доходом.
— Я работаю в этом кафе с 1998 года. Сейчас у меня трое детей, со всеми я отсюда уходила в декрет и сюда же потом возвращалась. Нам нравится здесь, в Борках нет другой работы. У меня сейчас один ребенок уже в вузе, двое здесь, в школе. Ездить на работу в город я просто не смогу, — призналась Светлана Баскакова, многодетная мама.
Чем закончится неравная борьба дорожников и предпринимателей, станет известно уже совсем скоро. Работы по расширению федеральной трассы возле кафе «У Татьяны» по графику должны начаться в июне. В апреле представители «Уралуправтодора» обещали встретиться с жителями Борков, у которых к ним накопилось немало вопросов. Встречу проанонсировали в местной газете, но так и не провели.
Анастасия Жердина