Россияне все чаще жалуются на то, что на фоне снижения уровня зарплат покупка полиса ОСАГО обходится слишком дорого. Тем, у кого нет необходимой суммы, страховщики предлагают оформить полис на более короткий срок или даже взять кредит.
Возьми кредит – застрахуй авто
Напомним, в марте Центробанк увеличил базовый тариф ОСАГО на 41% и расширил тарифный коридор с 5% до 20%. Нововведения серьезно ударили по карману автовладельцев, особенно на фоне снижения реального размера заработных плат.
На днях филиал страховой компании «Ингосстрах» в Новосибирской области запустил экспериментальный проект по предоставлению услуги оформления полиса ОСАГО в обувных магазинах сети своего партнера. Как сообщается на официальном сайте, там же будет предоставляться целевой микрозайм на покупку страховки сроком от двух до шести месяцев. «В связи с двукратным повышением тарифов ОСАГО по всей стране не каждый автовладелец может сразу же купить страховку за полную стоимость. Поэтому предложение нашего партнера по оформлению займа для приобретения полиса, безусловно, будет пользоваться спросом», – комментирует директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Новосибирской области Дмитрий Шевченко. Пока что проект реализуется только в этом регионе, однако скоро очередь может дойти и до других городов, в которых есть магазины этой торговой сети.
Источник сайта на страховом рынке, знакомый с обувным бизнесом, отмечает, что это очередная идея владельца обувной фирмы. Он искренне удивляется тому, что подвигло «Ингосстрах» к такому сотрудничеству. «В названной торговой сети можно найти все что угодно: крема, постельное белье и так далее, – отмечает собеседник. – Выделять специального человека на продажу страховок невыгодно, ведь объем продаж будет минимальным. Обучить этому сотрудников, которые торгуют обувью, тяжело, а значит, будут допускаться ошибки. «Ингосстрах», в свою очередь, очень деликатная компания в плане соблюдения качества заполнения договоров».
Сегодня оформить полис ОСАГО в кредит можно при покупке автомобиля в кредит. Но как отмечают эксперты, переплата получается слишком большой. «Такие предложения рассчитаны в основном на малоимущих. Клиенту предлагают внести около 15% от стоимости машины со страховкой, а остальное – в кредит на несколько лет под высокий процент. И если на момент покупки машина стоила 300 тысяч, то с учетом всех процентов выходит 700-800 тысяч, – отмечает директор Агентства страховых услуг Ярослав Королев. – Я не вижу смысла брать кредит на ОСАГО, если любой может купить его в рассрочку».
ОСАГО по частям
Сегодня большинство страховых компаний предлагают купить ОСАГО с сокращенным периодом использования, а затем продлить срок его действия до года. Страховщики отмечают, что такая форма оплаты стала очень популярной в последнее время. «Для физических лиц минимальный период – три месяца. В полисе может быть предусмотрен один, два или три периода использования. Каждый из периодов должен быть кратным месяцу и не может быть менее трех месяцев. На общей стоимости полиса такое разделение на периоды не сказывается. К примеру, при оформлении полиса, скажем, на полгода, первоначальный платеж клиента составит 70% от полной стоимости, доплата за второе полугодие – 30%, то есть удорожания полиса не произойдет», – отмечает начальник отдела маркетинга ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» Александр Ромашов.
Как отмечают эксперты, такая форма покупки полиса выгодна автовладельцу, который не располагает всей суммой единовременно. Что касается страховщиков, то здесь ситуация двоякая: «первоначальный взнос» достаточно большой, и если автовладелец не продлит срок действия полиса, компания останется в плюсе. Главное, чтоб за это время он не угодил в ДТП.
Другие страховщики заявили, что не готовы предоставлять никакие рассрочки. «При приобретении полиса ОСАГО допускается только стопроцентная предоплата полиса в момент покупки, другие конфигурации реализации, а также продвижения продукта не допускают правила профессиональной деятельности. Все базируется на простом принципе – отсутствие полной единовременной оплаты полиса может вести к неисполнению обязательств по договору», – говорит руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров.
«Страховщик несет гражданскую ответственность перед потерпевшим в полном объеме с момента заключения договора ОСАГО. Если бы оплата в рассрочку была возможна, то страховщики столкнулись бы с нехваткой резервов для выплат», – добавил начальник отдела методологии автострахования АО «СОГАЗ» Юрий Горцакалян.
Бонусы не для самых-самых
Конечная стоимость полиса ОСАГО складывается из нескольких составляющих. Пожалуй, единственный параметр, на который никак нельзя повлиять, возраст и водительский стаж. Неограниченное число водителей, которые будут допущены к вождению, увеличивает стоимость полиса, поэтому следует подумать, действительно ли будет нужен автомобиль кому-то еще. Имеет значение двигатель железного коня. Для легковых автомобилей коэффициент мощности колеблется с 0,6 до 1,4. Чем мощнее двигатель – тем дороже страховка.
Один из главных факторов – аккуратное вождение. Злостным нарушителям будет накручен коэффициент 1,5, для частых участников ДТП он повышается до 2,45. Если человек регулярно страхуется и по нему нет страховых выплат, он может получить скидку до 50%. Два года назад ввели систему контроля «бонус-малус», которая указывает страховщику убытки, которые произвел клиент, однако она до сих пор не отлажена, отмечает Ярослав Королев. Поэтому автомобилистам необходимо следить за предоставлением скидки. «В связи с утерей документов или сменой фамилии сразу же надо обратиться в свою страховую компанию, чтобы они внесли это в базу. Иначе скидки не будет, – советует он. – База РСА работает плохо, процесс внесения изменений может затянуться до двух недель».
Фото: Фото Дарьи Селенской