Коллекторы стали более вежливыми с заемщиками, свидетельствует статистика общероссийской организации потребителей «Финпотребсоюз». Если в 2014 году на грубое обращение со стороны профессиональных взыскателей долгов жаловались свыше 50% заемщиков, то в этом – уже 40%, пишет газета «Известия».
«В целом в первом полугодии 2015 года мы фиксируем примерно 20-процентный рост числа претензий граждан в адрес коллекторов, служб взыскания банков и МФО, до одной тысячи жалоб, – рассказал председатель правления общероссийской общественной организации потребителей «Финпотребсоюз» Виктор Майданюк. – При этом доля жалоб на грубость, оскорбления, прямые угрозы снизилась с 50% годом ранее до 40%, хотя и остается высокой. Большую сдержанность взыскателей долгов мы связываем с тем, что постепенно увеличивается доля крупных компаний, которые стараются не допускать откровенных нарушений со стороны персонала. Одновременно растет количество претензий на разглашение информации о долге».
Коллекторы все активнее пытаются давить на должника через родственников, руководителей. Такой прессинг очень часто выводит заемщика из состояния психологического равновесия, что негативно влияет на его отношения в семье, на работе и нередко лишь усугубляет платежную проблему. Не прекращается практика развешивания объявлений о должнике в подъездах, нередко взыскатели пишут «предупреждения», угрозы должнику на стенах подъезда или дверях.
Финансовый омбудсмен Павел Медведев пояснил, что коллекторы стали лояльнее во взаимодействии с заемщиками благодаря участию всех заинтересованных сторон – НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств), защитников прав потребителей и ЦБ, хотя мегарегулятор и не управляет рынком профвзыскателей долгов. Кстати, в НАПКА в первом полугодии 2015 года на деятельность коллекторов поступило порядка 1,5 тыс. жалоб от граждан – столько же, сколько за весь 2014 год.