Снижение ключевой ставки ЦБ традиционно должно повлечь за собой удешевление кредитов. Однако в банковском сообществе уже прозвучала мысль о том, что при растущих рисках снижать ставки становится уже невыгодно. На фоне все большего ужесточения требований к заемщикам не исключено, что банки и вовсе будут сворачивать некоторые виды кредитования.
После снижения ключевой ставки ЦБ с 11,5% до 11% годовых некоторые эксперты предположили, что банки традиционно снизят ставки по кредитам. Но сами банки пока настроены не столь оптимистично. Накануне федеральные СМИ со ссылкой на агентство Bloomberg сообщили, что «Альфа-Банк» планирует вовсе отказаться от потребительского кредитования. «Все меньше зарабатывает банк на розничном кредитовании, потому что стоимость денег выросла, риск тоже, а в ставках мы ограничены. Поэтому этот бизнес не так интересен и прибылен, как это было в 2013-2014 годы», – пояснил глава блока «Розничный бизнес» «Альфа-Банка» Михаил Повалий. В интервью также прозвучал тезис о том, что банк планирует сократить сеть офисов и сосредоточиться на обслуживании состоятельных клиентов.
Вскоре пресс-служба банка пояснила, что массового закрытия отделений не планируется. В данный момент происходит только сокращение точек, находящихся в торговых сетях и выдающих потребительские кредиты. Ожидается закрытие в 15 городах с населением меньше 300 тысяч человек. «Данная оптимизация обусловлена решением сосредоточиться на обслуживании состоятельных клиентов», – добавили в пресс-службе.
В кризис оптимизация расходов банка за счет сокращения издержек на аренду офисов стала привычным явлением. Как подсчитал «Коммерсантъ», в первом полугодии 2015 года «Банк Хоум Кредит» сократил количество отделений на 20%, «Русский стандарт» – на 3,5%, «ОТП-банк» – на 28%, «Ренессанс Кредит» – на 8%. При этом у госбанков оптимизация менее значительная: Сбербанк за первые четыре месяца этого года сократил сеть всего на 1,17%, в группе ВТБ с начала года сократили 2,6% офисов.
Вместе с тем эксперты не исключают, что небольшие банки действительно будут отказываться от потребительского кредитования. «С 1 июля вступили в силу ограничения на размер полной стоимости кредитов для банков, введенные регулятором. Поэтому ставки снизу ограничиваются финансовыми возможностями банка, рисками и требованиями к размеру маржи, а сверху эти ставки ограничиваются ЦБ. Если конкурентная ставка не вписывается в эту вилку, то банк отказывается от таких программ кредитования», – подчеркивает и.о. директора филиала БКС Премьер в Омске Ирина Махова. Банки, которые не зажаты собственными возможностями и требованиями регулятора, наоборот, будут активно наращивать объемы выдачи кредитов.
Представители рынка отмечают, что те, кто действительно хотел отказаться от потребительского кредитования, уже сделали это, что называется, по-тихому. Одни перестали повсеместно рекламировать кредиты, другие «занимают» только «своим» клиентам. «Снижение ставок если и имеет место, то носит временный акционный характер и рассчитано на конкретную целевую категорию клиентов. В июле банки в основном корректировали ставки в связи с вводом ограничения по полной стоимости кредитов. Поэтому ответ на вопрос по снижению ставок скорее отрицательный. Маловероятно, что ставки будут системно снижаться в ближайшие пару месяцев», – считает первый заместитель председателя правления «Локо-Банка» Ирина Григорьева.
«Банк заинтересован в снижении ставок, для того чтобы увеличить объемы кредитования и наращивать валовую прибыль от кредитной деятельности. Однако в текущих условиях мы не видим предпосылок к существенному снижению стоимости фондирования и улучшению ситуации с рисками, а значит, и к сокращению ставок по кредитам», – добавил директор департамента по развитию продуктов и услуг «Банка Хоум Кредит» Павел Беляев.
Сегодня потребительские кредиты продолжают лидировать по уровню просроченной задолженности. По данным коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн», они занимают 40% от общего объема. Чуть меньше приходится на кредитные карты – 35%, POS-кредиты – 10%, автокредиты – 8%, ипотечные кредиты – 7%. С начал года рост просроченной задолженности составил 20,45%, достигнув 804,04 млрд рублей.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com