Евгений с семьей спланировал самостоятельный отдых за рубежом, перелет предполагал пересадку в Москве. Однако авиакомпания, которая осуществляла перелет до Москвы, задержала вылет на 6 часов, в результате чего они опоздали на стыковочный рейс. Можно ли Евгению взыскать понесенные им расходы и моральный ущерб?
Член правления региональной ассоциации туристических организаций Игорь Косицын: «Согласно Ст. 120 Воздушного кодекса РФ, за просрочку доставки пассажира перевозчик уплачивает штраф в размере 25% предусмотренного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от авиаперевозчика. Таким образом, все, на что может рассчитывать опоздавший пассажир – это взыскание штрафа, и то только в случае, если задержка произошла по вине авиакомпании. Но как известно, самые распространенные причины задержек – погодные условия и технические неисправности – и в этих случаях авиакомпания будет не при чем. Взыскать убытки, связанные с опозданием на второй рейс, и тем более моральный ущерб вряд ли получится. Безусловно, никто не лишает туриста права обратиться в суд, но судебная практика по таким делам складывается в пользу авиакомпании, за исключением случаев, когда пассажиры являются «транзитными». Чтобы стать «транзитными», пассажирам необходимо оформлять оба полетных участка (билета) через одну авиакомпанию или разные авиакомпании, но на одном бланке, (сделать это можно только, если между авиакомпаниями заключено «код-шер» соглашение), в таком случае авиакомпания будет обязана доставить пассажиров до конечного пункта следующим своим рейсом, на котором есть места. В противном случае пассажир будет иметь полное право на компенсацию всех убытков и морального ущерба. Однако, это касается только регулярных рейсов. В случае же, если до Москвы турист летит регуляркой, а затем пересаживается на чартер, то единственный вариант – сделать стыковку «с запасом» по времени».
Юрист судебно-арбитражной практики адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Виктор Глушаков: «Безусловно, в этой ситуации клиенты авиакомпании имеют право на компенсации убытков, которые были причинены пассажирам задержкой рейса. Для начала пассажиру необходимо обратиться в авиакомпанию с претензией, в которой обозначить размер убытков, понесенных в результате задержки рейса. Полагаю, что это будет стоимость дальнейшего перелёта (а возможно иных услуг, которые должны были быть оказаны пассажиру, и которыми он не смог воспользоваться), а также размер компенсации морального вреда. Сразу стоит отметить, что размер компенсации морального вреда должен быть разумным и обоснованным. В случае, если авиакомпания на претензию не отреагировала или отреагировала немотивированным отказом, гражданин вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании материального ущерба, причиненного задержкой вылета. Однако стоит учитывать, что ответственность авиаперевозчика ограничена».
Вице-президент региональной ассоциации туристических организаций Виктория Климова: «Если у пассажира куплен билет одной авиакомпанией и все маршруты выписаны в одном билете, например, Челябинск-Москва-Барселона, то при задержке рейса Челябинск-Москва по метеоусловиям или по вине авиакомпании, авиакомпания за свой счет пересаживает пассажиров на следующий рейс до конечного пункта. Если же пассажир по каким-то причинам покупает билеты разными авиакомпаниями, например, по маршруту Челябинск-Москва – одной авиакомпанией, и далее по маршруту Москва-Барселона – другой авиакомпанией, то при опоздании на рейс Москва-Барселона пассажиру придется покупать новый билет за свой счет. Если задержка произошла по вине авиакомпании, а не по метеоусловиям, пассажир вправе написать претензию и потребовать компенсацию расходов, которые возникли вследствие этой задержки. Просчитать такие риски невозможно, но максимально обезопасить себя вполне реально: покупать билет одной авиакомпанией по всему маршруту и с адекватными стыковками, даже если такой авиабилет стоит дороже».