Дешевые железнодорожные билеты по популярным направлениям могут стать дефицитом – проблема с нехваткой может возникнуть уже этим летом, пишет «Российская газета» со ссылкой на главу Федеральной пассажирской компании (ФПК) Михаила Акулова. Виной тому – отказ железнодорожников от неприбыльных маршрутов, проезд в которых регулируется и частично субсидируется государством.
Поезда, приносящие убытки Федеральной пассажирской компании (дочерняя структура РЖД. – Прим. авт.) начали исчезать из расписания с начала этого года. С января перестали курсировать уже 20 поездов. С июня то же самое ждет еще 44 направления. Всего, учитывая составы, дополнительно выводимые на южные направления, в депо останутся 235 поездов. Среди них окажутся и поезда с недорогими плацкартными и общими вагонами, стоимость проезда в которых раньше субсидировалась из федерального бюджета.
По словам Михаила Акулова, РЖД вынуждена пойти на такие меры из-за многомиллиардных убытков. «Другого выхода у нас нет», – пояснил он. В течение двух лет железная дорога несет потери из-за необходимости дофинансировать в ноябре и декабре перевозку пассажиров по регулируемым тарифам за собственный счет. За это время государство недоплатило ФПК 14 миллиардов рублей – именно столько должны были составить субсидии.
Избежать подобных проблем, по мнению Михаила Акулова, поможет четкое определение, на какие маршруты и направления, а также на какие виды вагонов государство будет устанавливать регулируемые тарифы. Должна быть создана система госзаказа, где основным заказчиком станет Минтранс, считает он.
Схему определения маршрутов глава ФПК предлагает составлять по аналогии с программой субсидирования авиасообщения в Приволжском федеральном округе. В ней определена четкая сетка маршрутов и количество пассажиров, на перевоз которых государством выделяется достаточно средств. Железнодорожники, в свою очередь, выполнят только тот объем перевозок, за который гарантированно получат компенсацию.
В пассажирской компании надеются, что проблему решит закон «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в России», проект которого сейчас находится в Минюсте на согласовании. Благодаря ему, в частности, у железнодорожников появятся новые возможности для обновления парка. Пока же ФПК не планирует заключать новые договоры на производство вагонов и будет принимать только поставки, что приходят по прежним контрактам.
«Каждая поездка пассажира в плацкартном вагоне приносит железной дороге убытки, – говорит генеральный директор консалтинговой компании «КЭМП» Яков Гуревич. – Сейчас у государства есть определенная сумма на субсидирование таких перевозок. Но ее заведомо недостаточно. Отсюда убытки ФПК, которая, будучи коммерческой организацией, вынуждена покрывать их за свой счет». По его словам, неудивительно, что железнодорожники отказались от вывода на линию неприбыльных поездов.
Такие меры, по мнению Якова Гуревича, должны заставить государство наконец-то задуматься о том, как именно нужно субсидировать пассажирские перевозки. «Вот когда миллионы людей не приедут отдыхать на юг, проблема встанет ребром», – уверен он.
Глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов уверен, что проблема убыточности определенных направлений надумана самими железнодорожниками. «Чаще всего она используется в качестве политического рычага на власти конкретных регионов, – говорит он. – Все зависит от той политики, которой придерживается железная дорога, поэтому в разное время неприбыльными могут оказаться абсолютно разные направления, не зависимо от реальных расходов на них».
В любом случае, простой 235 поездов, от использования которых решила отказаться ФПК, приведет к перераспределению пассажиропотока в пользу других видов транспорта. Эксперты, опрошенные сайтом, уверены, что часть граждан просто откажется от дальних путешествий, что, безусловно приведет к социальной напряженности и недовольству. Другие же, скорее всего, сделают выбор в пользу авиаперевозчиков.
«Сейчас, если говорить о дальних направлениях, нет большой разницы между стоимостью поездки в плацкартном вагоне и авиаперелетом. Особенно если заранее забронировать билет, – говорит Алексей Безбородов. – Только на коротких расстояниях авиация до сих пор не может победить железную дорогу».