С нового года получить полис ОСАГО стало сложнее. Измененный регламент прохождения техосмотра пока буксует, существенно осложняя получение талона, необходимого для оформления страховки. Так, в российских городах ряд аккредитованных станций, полностью готовых к обслуживанию автомобилистов, пока бездействует – до сих пор не поступили новые образцы талонов. Страховые компании, в свою очередь, справедливо опасаются падения сборов по ОСАГО и предрекают снижение объемов на 5-10%.
Новые правила технического осмотра автомобилей, вступившие в силу с 1 января 2012 года, значительно изменили ранее действовавший порядок его прохождения. Передав контролирующие функции от МВД независимым экспертам и привязав получение полиса ОСАГО к талону ТО, законодатели надеялись исключить коррупционную составляющую при его прохождении и снизить аварийность на дорогах. Однако первые результаты нововведения оказались не слишком позитивными.
Во многих российских городах ряд операторов ТО, аккредитованных Российским союзом автостраховщиков (РСА) и внесенных в единый реестр, до сих пор не начали работать. «Несмотря на то, что наш пункт получил аккредитацию, мы не можем получить новые образцы талонов, – рассказали в одном из пунктов техосмотра. – До Москвы дозвониться тоже не получается: видимо, вся страна обрывает телефоны РСА. Поэтому полноценно работать в новом году и по новым правилам не удается, хотя мы давно готовы к обслуживанию автомобилистов».
В случае, если талон с необходимыми реквизитами (серия, номер, срок действия) отсутствует, после техосмотра клиенту выдадут либо диагностическую карту, либо аналогичный документ, подтверждающий факт прохождения. Безусловно, это значительно затруднит возможность оформления полиса ОСАГО, так как по закону в страховой компании необходимо предъявить именно талон ТО заявленного образца.
Впрочем, даже те пункты техосмотра, которые все-таки смогли принять первых российских автомобилистов, также говорят о значительных трудностях в работе новой системы. В частности, не функционирует единая база данных – всю информацию приходится передавать вручную. Кроме того, не установлены новые программы диагностики автомобилей.
«Планируется, что уже к началу 2013 года информация о прохождении ТО будет передаваться страховщику исключительно в электронном виде путем обращения к базе данных автоматизированной информационной системе технического обслуживания», – объясняет президент РСА Павел Бунин.
В итоге измененному регламенту, как и любому нововведению, потребуется время – как минимум два года – на системную проработку. В этот период сложности могут возникнуть не только у автомобилистов, но и страховщиков – участники рынка всерьез опасаются падения сборов по ОСАГО. Ряд крупных игроков, отмечая не готовность инфраструктуры к новому порядку, прогнозирует в первом полугодии 2012 года снижение объемов на 5-10%. Некоторые страховщики предлагают вообще упразднить процедуру прохождения техосмотра, считая ее нецелесообразной.
«Новые правила техосмотра вообще не несут какой-либо выгоды российским автостраховщикам, – считает генеральный директор страховой компании «Ингосстрах» Александр Григорьев. – В первую очередь потому, что теперь мы не можем заключить с автомобилистом договор по ОСАГО без талона о пройденном техосмотре. Жесткая привязка к деятельности коммерческих операторов ТО не дает страховому рынку самостоятельно наращивать портфель по автогражданке. Думаю, и автомобилисты были бы только рады такой отмене».
«Действительно, повлиять на снижение объемов может тот факт, что в конце 2011 страховщики предложили своим страхователям досрочно пролонгировать полисы ОСАГО, истекающие в начале 2012 года (если срок действия ТО по их машинам истекает в первом полугодии 2012 года), – рассказывает начальник отдела ОСАГО страховой компании «Альянс» Андрей Антохонов. – Однако сам порядок прохождения ТО меняется мало и вряд ли существенно повлияет на объемы сборов».