29 декабря 2017 года опубликован новый закон «Об организации дорожного движения». В силу он вступит через год, но анализ его норм будет интересен уже сейчас. В тексте применено сокращение «Организация дорожного движения» — ОДД.
Во-первых, полномочия по ОДД разделили на три уровня:
Федеральный.
Региональный.
Местный.
Для каждого уровня рассчитывается штатная численность структур, занимающихся ОДД, и для каждого уровня рассчитываются объемы ассигнований и затрат на мероприятия по ОДД.
С принятием данного закона я напрямую увязываю сокращение штатной численности ГИБДД на 10 тыс. человек.
Во-вторых, это общие требования по ОДД.
В частности, единый порядок дорожного движения на территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, и в Российской Федерации установлено правостороннее движение. Сейчас данные нормы прописаны в законе «О безопасности дорожного движения», но они оттуда будут изъяты одновременно со вступлением в силу нового закона «Об ОДД».
Наконец-то на законодательном уровне закреплено обязательное применение технических регламентов и стандартов при установке знаков, нанесении разметки и так далее.
Третье — КСОДД и ПОДД.
Полулегальное существование комплексных схем организации дорожного движения (КСОДД) и проектов организации дорожного движения (ПОДД) закончено. Данные понятия закреплены на законодательном уровне.
В двух словах. КСОДД аккумулирует все хотелки властей по ОДД в свете нормативов, которые при детальной проработке специалистами выливаются в ПОДД. Когда при разборах в судах или ГАИ водители ходатайствуют о предоставлении схемы организации движения на каком-либо участке дороги, то им присылают не что иное, как странички из ПОДД.
Какова практическая польза для водителей от перечисленных норм? КСОДДы и ПОДДы в совокупности являются документацией по организации дорожного движения. И далее цитирую: «Размещение на дороге технических средств, не предусмотренных документацией, не допускается». В ГИБДД или муниципалитете возникло желание поставить знак или оборудовать парковку? Извольте сначала сгенерировать ПОДД.
Перед началом проведения дорожных работ ПОДД также должен быть разработан, и, кстати, временные знаки согласно ПОДД должны быть выставлены за три дня до начала работ.
Четвертое — обеспечение эффективности ОДД.
Повышение безопасности дорожного движения было есть и остается основной задачей государства на дорогах. Но, помимо основной задачи, есть и другие. До сих пор в законе «О безопасности дорожного движения» была прописана всего одна — увеличение пропускной способности дорог. К ним теперь добавляются и другие:
управление распределением транспортных средств на дорогах;
оптимизация циклов светофорного регулирования;
согласование (координация) работы светофорных объектов и так далее.
Критерии эффективности устанавливаются на федеральном уровне.
Здесь же говорится и об организации парковок, в том числе платных. Тема достаточно обширная, потому скажу о самом, пожалуй, главном для простых водителей. Максимальный размер платы за парковку устанавливается на федеральном уровне, и взимание платы должно идти только в автоматическом режиме.
Напомню, что закон вступает в силу через год и у владельцев платных парковок осталось не так много времени, чтобы к будке охранников пристроить паркомат.
Пятое — ограничение въезда, например, в центры городов. Такое право властям всех уровней предоставили, но не просто так. Нельзя с бухты-барахты объявить центр города закрытым для въезда. Необходимо выполнить три условия:
Въезд ограничивается в отношении транспортных средств определенных видов (типов), категорий, экологического класса, наполненности пассажирами.
Въезд ограничивается по определенным дням и времени суток.
Если такое решение принимается, то параллельно должны быть осуществлены компенсационные мероприятия:
повышение качества работы маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа;
открытие новых маршрутов регулярных перевозок или увеличение провозных возможностей действующих маршрутов регулярных перевозок;
организация парковок (парковочных мест);
развитие инфраструктуры в целях обеспечения движения велосипедистов, иные подобные мероприятия.
Скажу про себя. Если мне нужно попасть в Центральный районный суд г. Челябинска, то я оставляю автомобиль возле дворца спорта «Юность» и 15 минут спокойно иду пешком до суда. Так получается быстрее, чем крутиться в том районе в поисках парковки. Если центр Челябинска закроют, то идти придется еще дальше.
Вообще, район между улицами Труда, Цвиллинга, проспектом Ленина и Свердловским проспектом — как черная дыра. Парковок мало, маршрутки не ходят и трамваи не ездят.
Повлечет ли организация платных парковок и ограничение въезда к злоупотреблениям и террору по отношению к водителям, рассуждать не берусь. Но чем закончится отсутствие обычных бесплатных парковок и свободного проезда, предсказать несложно: в сентябре 2016 года доля пустующих площадей в торговых помещениях, расположенных на Садовом кольце в Москве, достигла 17,6 процента. На главной правительственной трассе столицы — Кутузовском проспекте — пустует треть магазинов.
С пустующих помещений налоги минимальны.
Юрий Панчеко
Фото: Юрий Панченко