Во первом чтении депутаты одобрили поправки к законопроекту об ОСАГО, согласно которым приоритетной формой компенсации ущерба становится ремонт автомобиля, а не денежная выплата, пишет «Коммерсант». Ко второму чтению подготовлен ряд поправок, который оговаривает, что натуральная компенсация касается только легковых автомобилей физлиц, а выбор сервиса должен происходить на этапе заключения договора со страховой. При этом в тяжелых жизненных обстоятельствах допускается замена ремонта на денежную выплату.
Возможность денежной компенсации остается и для других случаев, однако принимать решение о форме возмещения ущерба будут страховые, которым «натуральное ОСАГО» выгоднее – по их мнению, таким образом удастся снизить влияние на рынок «черных автоюристов».
При этом сервис, в который могут направить автовладельца, может быть расположен на расстоянии до 200 км от небольших населенных пунктов и в пределах 10 км от границ городов с населением свыше полумиллиона жителей.
Законопроект планируют доработать, в частности, в нем будет прописано обязательство ремонта без учета износа, а также денежная выплата в случае, если ремонт будет признан некачественным.
Альтернативным выходом считается резкое повышение тарифов ОСАГО (до 2 раз) или создание госкомпании с бюджетным финансированием в 25 млрд.
Ранее профильный комитет подверг законопроект о «натуральном ОСАГО» жесткой критике, что не помешало, однако, внести его в Госдуму, где он был принять в первом чтении с перевесом 340 против 74.
Возможность выбора автосервиса на стадии заключения договора, на первый взгляд, исключает направление автомобилиста в подозрительный «гараж». Однако далеко не все сервисы универсальны, и зачастую выбор оптимальной компании зависит от конкретного вида ремонта. Скажем, красить бампер автомобилист предпочтет в малоизвестном сервисе по соседству с домом, а выправлять кузов после тяжелого ДТП – только в серьезном автоцентре с соответствующим оборудованием.
Остается непонятным, кто и по каким критериям будет оценивать качество ремонта. Если списки сервисов, с которыми работают страховые, окажутся небольшими, возможно появление очередей и затягивание сроков ремонта. Остается непонятным и технология выбора деталей и технологий для ремонта, например, стоимость компонентов может отличаться на порядок в зависимости от производителя. Не исключено, что ради экономии денег, сервисы, сотрудничающие со страховыми, получат установку использовать наиболее дешевые запчасти.