Минфин готовит серьезные изменения связанные с обязательным автострахованием. Автомобилистов ждет разделение на классы, коэффициенты за нарушение правил дорожного движения и выбор сервиса для ремонта только по согласованию со страховщиком. Реформу ОСАГО автовладельцы смогут ощутить на собственных кошельках уже в следующем году.
В пятницу, 16 сентября, в Москве пройдет совещание Центробанка и Министерства финансов России, на котором будет представлен проект реформы ОСАГО. За сутки до намеченной встречи документ оказался в распоряжении газеты «Коммерсант». Обязательное автострахование в нашей стране может претерпеть серьезные изменения.
Наиболее серьезной поправкой станет разделение полисов ОСАГО на три вида: «эконом» – с текущим лимитом выплаты до 400 тысяч рублей за вред имуществу и 500 тысяч рублей за урон здоровью; «стандартный» – выплаты увеличиваются до миллиона рублей за каждый риск; «премиальный» – сумма возрастает до двух миллионов рублей. Логично, что чем выше выплата, тем дороже обойдется автовладельцу полис. Стоимость «стандартного» и «премиального» полиса должен будет устанавливать Банк России.
Данные изменения и вызвали массу вопросов у водителей. Разделение полисов на три класса может вызвать навязывание страховщиками более дорогих вариантов.
«Если сейчас проблемы с получением обычных полисов ОСАГО, а в реформе они относятся к категории «эконом», то с появлением более дорогостоящих вариантов нас ждет постоянный дефицит дешевых страховок, – делится мнением автомобилист Алексей Смирнов. – Летом выстоял огромную очередь, чтобы приобрести заветный полис. Теперь нам будут продавать только дорогие варианты. А если не хотите их брать, то стойте в месячной очереди. Если выплата по «стандартному» выше более чем в два раза, то и стоимость ОСАГО возрастет. Сейчас заплатил за эту бумажку почти десять тысяч, а через год она будет стоит 20 тысяч? Вместе с ценами на бензин и транспортным налогом, проще пересесть на общественный транспорт».
Следующее изменение обрадует владельцев автомобилей с мощными двигателями, но огорчит любителей нарушать ПДД. В Минфине считают, что пришло время отказаться от коэффициента мощности в ОСАГО. Сейчас он начинается от 0,6 (за автомобили до 50 л.с.) и заканчивается 1,6 (свыше 150 л.с.). На замену ему придет коэффициент за нарушение правил дорожного движения. Пока выделяется четыре серьезных провинности для водителя: езда в пьяном виде, проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости более чем на 40 км/час, пересечение двойной сплошной.
«Ожидаемые и давно напрашивающиеся изменения, – комментирует юрист Павел Одинцов. – Давно пора было отойти от мощности двигателя, который никак не влияет на манеру вождения. Если водитель соблюдает ПДД, то он получает нормальную стоимость страхового полиса. Верно и то, что виновник ДТП должен в будущем платить больше. Он является потенциальной угрозой и должен осознавать, что за свои действия ответит рублем».
Попытка обмануть страховщика и повлиять на снижение суммы полиса, приведет к дополнительным надбавкам. Это же ждет владельцев за «умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков». Ряд изменений ожидает замена денежной выплаты по ОСАГО. Теперь потерпевшим будут предлагать выбрать сервис из списка предложенного страховой компанией. Естественно в нем будут находиться станции, с которыми страховщик заключил договор. Стоит учесть, что страховщик будет нести ответственность за проведенный ремонт, а износ подлежащих замене комплектующих предлагается не учитывать, то есть доплачивать за новые запчасти автовладелец не будет. Кроме того в Минфине решили отказаться от идеи многолетних полисов ОСАГО.
В ЦБ к реформе отнесли с большой настороженностью и не верят, что Госдума одобрит поправки в осеннюю сессию.
«Избыточность инициатив может стать якорями, которые утопят проект», – говорит собеседник издания, знакомый с позицией ЦБ.
Фото: Фото Ирины Имановой