Авто Город Индикаторы алкоголя

Индикаторы алкоголя

27 ноября 2015 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов появился проект постановления Правительства РФ, по которому к списку из пяти общеизвестных признаков опьянения: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи;резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, – добавляется еще один: показания технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе о наличии абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе.

Предполагается закупка 24 тыс. приборов для каждого экипажа ДПС стоимостью 7 тыс. руб. за индикатор. Итого – 168 млн руб. Но лиха беда начало. Приборы будут быстро выходить из строя, а поставки за деньги из бюджета – это золотая жила.

Установка дешевых датчиков в индикаторы исключена. Дешевые датчики выходят из строя от высоких концентраций алкоголя и сигаретного дыма в выдыхаемом воздухе, они не рассчитаны на поточное применение, количество измерений между калибровками измеряется несколькими сотнями. Быстро выходя из строя, дешевые датчики перестают реагировать на алкоголь и даже самого пьяного объявляют трезвым.

Вывод напрашивается сам собой. ГАИ планирует изготовление по их заказу некоего прибора, в корпусе которого будет дорогой профессиональный датчик на алкоголь, батарейки и простейшая схема: среагировал датчик – загорелся светодиод. Основная задача – поголовная быстрая проверка водителей: выставили рубеж и всех до единого – на индикатор.

Но даже у самого дорогого датчика характеристики ухудшаются в зависимости от количества измерений. Со временем индикатор перестанет реагировать на пьяных. Следовательно, необходима калибровка. Как ее проводить? Исходя из минимизации стоимости эксплуатации, никто не собирается возить индикаторы в аккредитованные организации для калибровки. Скорей всего, к индикатору в комплекте будет идти маленькая отверточка. «Поплыли» характеристики прибора – инспектор отверточкой подкрутил чувствительность, дыхнул – работает, можно тестировать водителей. Ляпота.

Естественно, ни о каких одноразовых мундштуках речи не идет – дорого. А что это означает? Означает, что любой недовольный может плюнуть на датчик, и тот с высокой долей вероятности выйдет из строя. Что делать? Видимо, дополнять КоАП новой статьей: «Плевание на техническое средство индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе наказывается штрафом в размере 7 тыс. руб.».

Остается открытым вопрос, где собираются применять индикаторы? Настоящие алкотестеры положено выдерживать при температуре измерений не менее часа, иначе доверять их показаниям нельзя. Судя по комментариям, подразумевается, что инспектор на пару с индикатором будет находиться на улице на морозе или жаре. К «сладкой парочке» выстроится очередь из спешащих водителей, и по показаниям прибора работник ГАИ будет их сортировать: подозрительных – налево, трезвых – направо. Смех да и только – насиловать профессиональное оборудование работой на морозе или жаре, пускай даже стоимостью 7 тыс. руб.

Изначально, насколько я понимаю, предполагалось использование одноразовых средств индикации, типа «трубок трезвости» или индикаторных полосок. Есть действительно очень чувствительные индикаторные полоски с копеечной стоимостью, которые реагируют на алкоголь в слюне. Причем все это добро надежно работает и в экстремальных условиях. Но усилиями безвестных героев в проекте постановления появилось слово «технические», и одноразовые средства были отвергнуты. Кто-то очень вовремя подсуетился.

Только один аспект применения индикаторов ставит меня в тупик. Почему ГАИ не пошла проторенным путем?

Вспомним «автоматический режим». Ничего, кроме этой фразы, в законодательстве нет. Даже нет расшифровки, что она означает, но камеры применяют.

То есть почесал инженер затылок – пришла мысля о приборе, рассказал директору предприятия-изготовителя – тот поддержал. Изготовили нечто, написали в инструкции «работает в автоматическом режиме» и представили в ГАИ. ГАИ приборчик берет, убеждается, что вроде бы нарушение фиксирует, пускай и не всегда правильно. Решение: штрафы выписываем всем, а кто слишком умный, пусть топает в суд и обжалует.

При этом в законодательстве нет перечисления, сколько и каким образом доказательств должно быть получено в автоматическом режиме, чтобы их количества и качества было достаточно для наказания водителя; где и как хранить доказательства; в какой момент и каким образом в автоматический режим может вмешаться человек и т.д. и т.п. Недовольные водители ринулись в суд – непорядок. Судьи отвечают: «Все нормально». Прокуратура молчит.

Прецедент создан, и приборы в автоматическом режиме закупают и применяют массово. Правда, затыкание глобальных пробелов в законодательстве судебными прецедентами запрещено Конституцией РФ (ст. 120), но это никого не волнует. В стране, где источником права является телевизор и стенды в госучреждениях, призывы к строгому следованию закону натыкаются на стену непонимания как со стороны граждан, так и со стороны власти, а ссылка на Конституцию в суде является признаком дурного тона. Хуже – только ссылки на решения ЕСПЧ. Показания прибора есть? Чего еще надо?

Возвращаемся к индикаторам. Я более чем уверен, что их применение без всякой ссылки в каких-либо нормативных актах со свистом вошло бы в практику через прецедент. Написал бы какой-нибудь судья, что инспектор только предложил дунуть на индикатор, а водитель добровольно согласился. Показания прибора есть, чего еще надо? Судья из соседнего кабинета, используя CTRL+C и CTRL+V, вынесет аналогичное решение, ссылаясь на единство судебной практики, а там лавиной и по всей России разойдется.

Для примера, инспекторы любят светить фонариком в глаза водителям после остановки. Если реакции зрачков на свет нет, то водитель – наркоман. Откройте гарант и посмотрите, что признак опьянения «отсутствие реакции зрачков на свет» с подачи ГАИ давно одобрен судами всех уровней и де-факто является признаком опьянения. Данного признака в числе приведенных в постановлении правительства нет, и что теперь? Поступать согласно Конституции и наркоманов отпускать? Дурной тон.

Лично я нашел только одно внятное объяснение, почему в ГАИ не пошли традиционным путем прецедентов. Решение о том, что индикаторы следует «протащить» через постановление правительства, принималось 11 ноября.

Кстати, даю совет руководству ГАИ и простым инспекторам, как определить пьяного бесплатно за секунды.

  1. Вежливо попросите его встать ровно, пяточки вместе и носочки вместе. Руки вытянуть перед собой, глаза закрыть. Называется эта стойка «позой Ромберга». И большинство людей в позе Ромберга после принятия даже незначительной дозы алкоголя стоять не смогут – поведет в сторону.

  2. Дополните позу Ромберга пальце-носовой пробой.

  3. Если сомнения не исчезли, то попросите встать в сложную позу Ромберга. Это когда ноги не вместе, а на одной линии, впритык одна к другой.

Выполнять или не выполнять просьбу – дело водителей. Сейчас, например, большинство водителей спокойно реагируют на просьбу открыть багажник. Инспектор за секунды производит осмотр, и водитель исчезает вдали. Не захотел водитель вставать в позу Ромберга? Не проблема – извольте пройти освидетельствование.

Подводя итог, без иронии говорить о внедрении индикаторов в практику применения сотрудниками ГАИ невозможно. А 168 млн руб. лучше раздайте 24 тысячам экипажей по 7 тыс. рублей к Новому году в качестве премии.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
48
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
Живые кошки против каменных. Почему улица Ленина в Тюмени никогда не станет турецкой Истикляль — что не так с реконструкцией
Владимир Богоделов
Мнение
Еду выдают по талонам, люди просят на улице аспирин. Тюменка провела отпуск на Кубе — как там живут
Анастасия Малышкина
Журналист 72.RU
Мнение
«Росавтопром стал похож на подпольный цех». Чем для россиян обернется отмена таможенных барьеров для иномарок
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
«На Новый год сидели при свечах в ватниках и с налобными фонарями» Крымчанка сменила Юг на Тюмень и не жалеет — почему
Алеся Тихова
бизнес-юрист
Мнение
«Менталитет курортного захолустья». Жительница Крыма переехала в Тюмень и осталась в восторге — почему
Алеся Тихова
бизнес-юрист
Рекомендуем