Специфику движения по кругу диктует центробежная сила: F = m*v2/R. Чем меньше радиус круга, и чем выше скорость, тем больше центробежная сила, и наоборот.
Все мы знаем, что при прохождении любого поворота скорость необходимо сбрасывать заранее, проходить поворот на постоянной скорости, компенсируя ее потерю небольшим нажатием на педаль акселератора. Также следует увеличить радиус: в левый поворот входим из правого положения (от обочины), а в правый поворот – от осевой линии (Рисунок 1).
Тормозить и ускоряться в повороте нельзя, так как это приводит к перераспределению нагрузки по осям. В условиях, когда внешнее переднее колесо нагружено сильнее, торможение или ускорение повышает вероятность сноса или заноса.
Например, при торможении нагружается передняя ось, а при левом повороте – правое колесо. Результат действия сил иллюстрирует кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» (Рисунок 2). Верхний автомобиль слетает именно туда, куда направлена результирующая сила.
Так как мы идем на круг с правым поворотом, то при въезде на круг мы уже вынуждены сбрасывать скорость. Данный эффект преподносится как одна из составляющих безопасности движения. И это действительно так. Фактически роль «лежачего полицейского» на дороге и роль кругового движения совпадают.
Представим двух водителей на одинаковых автомобилях, которым с целью эксперимента поставлена задача проехать параллельно через круговое движение прямо на максимальной скорости по идеальной сухой дороге.
Красный пойдет по внешнему кругу, желтый – по внутреннему.
При прохождении кругового движения мы совершаем три поворота руля: на въезде – вправо, в круге – влево, на выезде – вправо.
Красный автомобиль на въезде едет по большему радиусу, чем желтый. Следовательно, желтый имеет большую скорость.
Далее при движении по кругу оба идут влево, но радиус у желтого меньше, и он обязан ехать медленнее красного.
При съезде с кругового движения красный вновь идет по меньшему радиусу и должен ехать медленнее желтого.
Между тем ускорение-торможение, как уже говорилось, при движениях рулем делает автомобили крайне неустойчивыми – достаточно любого внешнего воздействия, и они легко срываются в занос или снос.
Таким образом, устраивать гонки на круговом движении бессмысленно. Природу не обманешь, а цена этих гонок может стать непомерно высокой. Проезжать кольцо следует очень спокойно, равномерно, не вырываясь из потока.
Можно ли «обмануть» круг и не сбрасывать скорость? Да, можно. Тот же случай – проезд круга прямо, но водитель на дороге один (Рисунок 4).
Чтобы свести к минимуму влияние центробежной силы, водителю достаточно спрямить траекторию движения: из правой полосы сразу въехать на внутренний круг, а при съезде с круга уехать в крайнюю правую полосу. Радиусы траектории движения будут минимальны. Правда, это ведет к нарушению сначала п. 8.6 ПДД, обязывающего в отсутствии других автомобилей въезжать только на внешний круг, а затем к нарушению п. 8.5 ПДД, который обязывает покидать перекресток опять же только с внешнего круга.
Конечно, если установлены знаки или нанесена разметка, позволяющие выезжать с перекрестка с любой полосы, а тем более главная дорога идет прямо, то нарушения на выезде вроде бы и не будет. Но если у водителя красного автомобиля выработалась привычка проезжать кольцо именно таким образом, то рано или поздно она повлечет ДТП. Не соответствует данная траектория логике движения по кольцевому перекрестку. Оказавшись в плотном потоке, водитель начнет действовать на «автопилоте» и даже не успеет понять своего нарушения, как станет виновником аварии.
Рассмотрим ситуацию, когда на круге – два автомобиля. Красный автомобиль движется по указанной траектории.
Водитель желтого автомобиля в полном соответствии с ПДД при выполнении правого поворота движется по возможности правее и выезжает на внешний круг – п. 8.6 ПДД, теряя при этом скорость (Рисунок 5).
Траектории движения пересеклись. Но у красного автомобиля скорость выше, и он проскакивает перед носом желтого. Я умышленно опускаю определение приоритета проезда, чтобы вы прочувствовали ситуацию. Нарушения со стороны автохама наказаны не будут, и он – впереди, «на белом коне». А обычное простое соблюдение ПДД водителем желтого автомобиля делает его в глазах автохама «лохом».
Водитель красного автомобиля вряд ли знает законы физики. Он «методом тыка», интуитивно нащупал наиболее удачный, по его мнению, способ проезда перекрестка. Последний раз он читал ПДД перед сдачей экзамена и вряд ли даже задумывается о нарушении им каких-то пунктов правил.
Как уже писал ранее, в таких ситуациях ни в коем случае нельзя копировать поведение автохама. Простите и отпустите его, следуя принципу коллективной безопасности. Оставайтесь на дороге самим собой, в том числе и на круговом движении.