Российские водители заслужили славу недисциплинированных и дерзких. Тем не менее в России много и порядочных автолюбителей, которые соблюдают не только Правила дорожного движения, но и неписаные правила водительского этикета.
Кто и когда придумал правила дорожного этикета, сейчас сложно сказать, но кодекс водительского братства не прописан ни в одном учебнике по вождению, да и в автошколах такому не научат. Дорожный этикет вырабатывается у человека по мере получения водительского опыта и уважения к другим участникам дорожного движения. Нельзя сказать, что водительский этикет может послужить альтернативой ПДД, он лишь дополняет их. Случаи на дороге бывают разные, и в сложной ситуации может оказаться каждый из нас, поэтому нужно помогать друг другу с помощью элементов водительского этикета.
Язык автомобилистов
Наверное, уже с детства каждый знает: когда встречный автомобиль моргнул фарами, то это означает, что впереди притаились сотрудники ДПС. Так водитель встречного транспорта предупреждает об опасности, дав возможность подготовиться или сбавить скорость движения.
Такой элемент водительского этикета нравится не всем сотрудникам ГИБДД, но тем не менее они отмечают, что подобное предупреждение ведет к обеспечению безопасности дорожного движения.
«Водительский этикет дисциплинирует водителей. Когда водитель моргнул фарами встречному, тот сразу снижает скорость и старается не нарушать», – высказывает свое мнение по поводу водительского этикета сотрудник ГИБДД Александр Копылов.
Одним коротким сигналом дальнего света вы можете пропустить водителя на перекрестке или позволить ему отъехать от парковки, когда другие водители не пропускают. Фары – это универсальный язык, которым можно общаться на дороге по-разному. Можно выразить негодование, если кто-то пытается влезть впереди вас не в свой ряд или медленно движется по крайнему левому ряду. Но даже если вы едете по трассе с предельно допустимой скоростью, а кто-то догоняет вас и начинает нервно моргать и сигналить, не шарахайтесь резко в сторону. Для начала убедитесь в безопасности маневра. Светотехника может выражать как положительные, так и отрицательные эмоции.
Поворотники – еще один элемент, который может использоваться в невербальном общении автомобилистов. Если кто-то уступил вам дорогу в затруднительной ситуации, отблагодарите его сигналом «аварийки». Особенно этот пример актуален на загруженных улицах, где движение наиболее плотное. Например, при перестроении вы встали не в свой ряд, а водители едут плотным потоком – ни один не пропустит. Все спешат, опаздывают, но на десять автолюбителей найдется один, который непременно пустит вас в свой ряд.
«Дорожный этикет помогает, потому что водители становятся дисциплинированными. Всем нам свойственно ошибаться. Водитель должен был пропустить автомобиль, но по каким-то причинам сделать этого не смог. Когда один автолюбитель пропускает другого, то в знак благодарности он моргнет аварийкой, и обиды на нарушителя не будет. Если один водитель отнесся к другому с уважением, то это побуждает его так же проявлять благородство к другим участникам дорожного движения», – поясняет инспектор ГИБДД Александр Мухин.
Специфика движения в Росссии своеобразная, хамство встречается сплошь и рядом. Однако все же не нужно демонстрировать свои амбиции другим водителям. Помните золотое правило трех «Д».
10 наиболее популярных примеров из водительского этикета
Жесты, которые используют автолюбители
Открытая ладонь – знак благодарности на предупреждение.
Круговой жест рукой – предупреждение о спущенном колесе.
Движение ладони вверх-вниз – предупреждение об открытом багажнике.
Кукиш – этот жест известен только дальнобойщикам, для всех остальных участников дорожного движения он будет оскорбительным. Данный жест предупреждает водителя о застрявшем камне между сдвоенными колесами фуры.
Жест при помощи большого пальца ладони, похожий на утиный клюв – предупреждение о том, что водитель забыл включить свет.
Светотехника
Две вспышки дальнего света встречного – самый известный элемент водительского этикета, предупреждающий водителя о том, что неподалеку притаились сотрудники ГИБДД.
Два коротких сигнала дальним светом следующего за вами автомобиля – просьба уступить дорогу.
Одна короткая вспышка дальнего света – вы показываете встречному водителю, что пропускаете его. В условиях дорожных пробок, когда заторы могут быть помехой к тому, чтобы встречный автомобиль развернулся.
Кратковременное включение аварийных ламп – знак благодарности водителя уступившего дорогу.
У грузовика во время движения включился правый поворотник, но он продолжает движение – этот знак говорит о том, что вы можете его обогнать, если затруднен обзор.