Тюмень попала в число регионов с наиболее серьезным падением продаж новых иномарок в 2009 году по сравнению с показателями «докризисного» 2008 года. В целом же автодилеры Уральского федерального округа оказались наиболее пострадавшими по сравнению с другими регионами. Так, лидерство по крушению показателей покупательской активности захватил Пермский край. Также помимо Тюменской области в первых рядах «худших продавцов» и соседние Екатеринбург, Челябинск, Курган.
По мнению местных представителей авторынка, такая ситуация в Тюмени обусловлена двумя факторами. «Рынок у нас в 2007–2008 годах рос значительно быстрее по сравнению с менее благополучными регионами, потому и падение выглядит более внушительным, – отмечает бывший сотрудник одного из тюменских дилерских центров Тюмени. – К тому же значительная часть тюменцев, купив не так давно, в благополучные времена, новые машины, теперь, когда со свободными средствами стало заметно хуже, решили автомобиль не менять. А те, кто и пару лет назад не мог себе позволить машину, теперь и подавно ничего купить не сможет».
По данным агентства «Автостат», продажи автомобилей иностранного производства в 2009 году немного превысили отметку в один миллион и снизились на 51,1% по сравнению с 2008 годом, когда было реализовано два миллиона восемьдесят тысяч новых иномарок. Как отмечается в свежем ежемесячном обзоре российского авторынка, самыми «иномарочными» городами по итогам 2009 года по-прежнему осталась Москва, где было продано 40,8% от всех иностранных автомобилей в России, а также в Санкт-Петербурге, доля которого составила 10,5 процента.
Самым провальным регионом по реализации иномарок в прошлом году оказался Пермский край, где зафиксирован спад продаж в 71,9%. Это результат беспрецедентного падения в январе–октябре, однако продажи за последние два месяца здесь идут не хуже, чем в целом по России. Второе место в рейтинге «антилидеров» у Московской области (-65,3%), третье – у Челябинской (-63,3%). Таким же нелегким оказался прошедший год для дилеров иностранных марок Самарской (-62,1%), Свердловской (-61,3%), Псковской областей (-60,5%), Республики Башкортостан (-60,2%), Курганской (-59,6%), Тюменской (-59,5%) и Новосибирской областей (-59,3%).
Рост продаж на целых 54,8% в 2009 году был зафиксирован в единственном регионе России – Республике Марий-Эл. Однако величина местных продаж в 1130 автомобилей не могла серьезно повлиять на общую ситуацию. Лучше рынка чувствовали себя небольшие по числу жителей российские регионы. Так, самое меньшее снижение зафиксировано в Брянской (-10%), Мурманской (-26,2%), Иркутской (-29,1%), Архангельской (-29,5%), Ярославской (-36%), Калужской (-36%), Калининградской (-36,7%) областях, Алтайском крае (-37,1%) и Чувашской республике (-37,6%).
Среди федеральных округов хуже всего относительно 2008 года новые иномарки продавались в Уральском ФО – за 2009 год падение составило 61,1%. Немногим лучше ситуация в промышленно развитом Приволжском федеральном округе (-58,4%), где подавляющее большинство регионов максимально ощутили на себе влияние кризиса. Лучшим округом за тот же период оказался Центральный ФО (-46,3%), причем эта цифра могла бы быть еще меньше, если бы не плохой результат Московской области.