В четверг «Сибнефтемаш» представил своим потенциальным заказчикам самую современную модель цементовоза, аналогов которому в России нет. Так называемый ЦТ-25 (цементовоз-трейлер) разработан местными конструкторами и прошел все испытания. Первый экземпляр, как рассказали создатели цементовоза, уже продан одному из подразделений «Газпрома» и будет работать на Ямале.
Главные потребители – предприятия нефтегазовой отрасли. Цемент нужен для тампонажа скважин. Одна из проблем – доставить его до скважины и разместить в районе работ в достаточном количестве. Как известно, дорог в районах освоения недр зачастую просто нет. И от того, насколько удобным в эксплуатации в этих условиях будет цементовоз, существенно зависит эффективность всей работы.
Уникальность разработки конструкторов «Сибнефтемаша» в том, что ЦТ-25 может выполнять функцию как транспорта, так и мобильного склада: при необходимости с него непосредственно можно производить заливку цемента в скважину. При этом, как утверждают конструкторы, ЦТ-25 дешевле зарубежных аналогов, не уступая им в качестве. В этом и постарались убедить своих партнеров на презентации представители «Сибнефтемаша».
«Сегодня все больше крупных компаний нефтегазовой отрасли, в том числе с привлечением иностранного капитала, предпочитают нашу продукцию зарубежной, – отмечает генеральный директор ОАО «Сибнефтемаш» Олег Федоровских. – Нашими партнерами являются такие компании, как «Шлюмберже», KCA Deutag и другие. Мы работаем с заказчиками в тесном контакте, и все крупные фирмы уже убедились, что наша продукция является оптимальной по соотношению цены и качества». Добавим, что «Сибнефтемаш» занимается производством всего комплекса оборудования для транспортировки и хранения цемента и тампонажа скважин.
На создание первого экземпляра нового цементовоза, который в обиходе зовется «банан», ушло около месяца. Второй собрали уже за неделю. «В принципе, через какое-то время мы можем выйти на производительность до шести штук в месяц», – рассказывает руководитель конструкторской группы перевозки и хранения цемента ОАО «Сибнефтемаш» Алексей Катаев. Из технических данных можно отметить следующие: вместимость «банана» – 30 тонн, подача цемента – 1,1 тонны в минуту, техника сохраняет работоспособность при температуре до -50 градусов Цельсия. «По запросу заказчика мы можем сделать платформу, по высоте совместимую с любым тягачом, используемым для транспортировки цементовозов – от КамАЗов до «Мерседесов», – отмечает Алексей Валерьевич.
Представители одного из потенциальных покупателей – буровой компании «Евразия» – с интересом отнеслись к новой разработке. «Мы внимательно изучаем всю новую продукцию «Сибнефтемаша». Сейчас у нас создается тампонажный цех, и нам необходима большая партия оборудования по транспортировке и хранению цемента. ТЦ-25 по цене более доступен, чем зарубежные цементовозы. Сегодня мы посмотрим его в деле», – поделился заместитель начальника отдела крепления и заканчивания скважин Западно-Сибирского филиала буровой компании «Евразия» в г. Когалыме Рафаэль Шарипов. В качестве тягачей компания использует «Татры». Как заметил представитель «Евразии», эти автомобили отличает высокая проходимость и простота в обслуживании. Очень важно, что разработчики готовы «подогнать» цементовоз под конкретный автомобиль.
«Лучше всего для транспортировки такого оборудования использовать специально подготовленные КамАЗы. Мы работаем на тягачах повышенной проходимости с двигателями 700 л/с – такие машины участвуют в ралли «Париж–Дакар», – рассказывает представитель челябинской компании «СГК-Бурение» Александр Беляков. – Хорошо себя зарекомендовала продукция УралАЗа. Однако, как признаются сами бурильщики и тампонажники, порой единственным средством транспортировки такой тяжелой техники, как цементовозы и мобильные склады, на Севере остается гусеничная техника.
В перспективе разработчики надеются, что новым цементовозом заинтересуются и строители.