Город Тяжело быть меньшинством

Тяжело быть меньшинством

Я сейчас совсем не о тех меньшинствах, о которых, возможно, кто-то подумал. Речь пойдет о людях, которых, как правило, не видит массовый рынок. Приведу последний актуальный для меня пример – кинематограф.

Решили мы как-то с супругой сходить на новый фильм по мотивам произведений одного из наших любимых писателей Сергея Довлатова. Но когда подошли к кассам, выяснилось, что картину уже сняли с проката, хотя в сетке на сайте кинотеатра он в этот день значился. Поскольку для многодетных родителей выбраться в кино – это целая спецоперация, решили: не пропадать же вечеру – и пошли на другой фильм, который, к нашей радости, оказался неплох, но все же из категории «на один раз».

Конечно, сейчас нет проблем найти способ посмотреть интересующую картину. Но проблема в том, что фильмов, на которые я бы хотел пойти, потратить время и деньги, практически не снимают. А если что-то вопреки всем законам индустрии, выходит в свет, то, как правило, не имеет практически никакой рекламы. И единственный источник информации – рекомендации немногочисленных знакомых, которые имеют схожие взгляды и которым повезло где-то наткнуться на толковую рецензию.

Чего я жду от кино? В двух словах, это достоверность подачи, органичная актерская игра, ну и, конечно, качественно проработанный сюжет, где история и персонажи задевали бы за живое, чтобы им хотелось сопереживать и мотивы их поступков были близки и понятны. Может быть, кому-то это покажется мудреным, но если разобраться, то не так уж и много. Ведь в советском кино этого было с лихвой (к примеру, мой любимый «Старший сын». Предупреждаю, там нет ни одного взрыва, ни одной постельной сцены, ни одного десептикона, Тони Старка, не говоря уж о вампирах и зомби, в общем, тоска смертная). Потому что кинематографом занимались не только люди талантливые и профессиональные, но и весьма образованные, культурные и начитанные. Безусловно, халтуры тоже хватало (идеологию трогать не будем, без этого было никак), но она как-то не задерживалась ни в сознании зрителей, ни в истории.

Зато сегодня поток эффектно поданной бездарности смывает все на своем пути. И то, что я ценю, производителей в основной своей массе не интересует. Современная индустрия диктует свои законы, по которым чем громче и ярче взрывается, чем невероятнее суперсила у героя, тем лучше для проката. А сценарий и персонажей натянем. Впрочем, зачем – есть же маркетинговый бюджет! Нарежем самые яркие кадры (а больше чем на две минуты их и не наберется), нагоним драматизма тревожной мелодией, немного обнаженки, громкое имя – и все! Зритель наш.

Но когда начинаешь смотреть, быстро понимаешь, что процессом съемок заправлял не художник, а маркетолог (ничего против этой профессии не имею, но предпочел бы, чтобы каждый занимался своим делом). Честно говоря, я даже режиссеров у всех этих бесконечных блокбастеров не знаю и не запоминаю их имен, потому что их роль в производстве, на мой взгляд, более чем условна. Там просто нет режиссуры. Нет авторского почерка, работы с актерами. Весь смысл присутствия этого человека – убедиться в том, что герой от удара злодея полетит по нужной траектории на фоне зеленого экрана. И если режиссер о фильме может рассказать только то, что половина бюджета ушла на сцены взрыва самолета и это были лучшие 30 секунд картины, то, на мой взгляд, это называется профнепригодность.

Поэтому больше семи минут фильмы типа «Трансформеров» или про очередных супергероев я не выдерживаю. Причем я отнюдь не упрекаю тех, кому подобное кино нравится. У каждого ведь свои ожидания от просмотра. Приоритетным может быть качество 3D-картинки или размер груди у подружки главного героя, даже если персонажи ведут себя нелепо, несут полную ахинею, выживают в совершенно неправдоподобных ситуациях, при этом все до ужаса предсказуемо.

Нередко натыкаюсь на отзывы типа «сюжет – г..., зато какие спецэффекты!». Но я так смотреть кино не умею. И не обращать внимания на откровенные нестыковки и отсутствие ответов на вопросы (типа «куда девался маховик времени» и все такое) тоже не могу. Потому что знаю, что есть другое кино, где если условное ружье висит на стене, то оно в конце обязательно выстрелит.

Я все понимаю, рынок есть рынок, стряпать надо быстро, много и именно то, чего жаждет массовый зритель. А если тошнит тебя от «фастфуда», иди поищи себе диетический ресторан или сиди дома. Судя по всему, таких, как я, участник какого бы то ни было рынка воспринимает как неудобного, вредного, придирчивого клиента, которого не заманишь зрелищным трейлером. Его тяжело заставить тратить деньги на разрекламированную пустышку. Чего с таким возиться, угождать – кассу на нем не сделаешь. Поэтому в большинстве случаев индустрия не видит во мне потребителя. Но я существую, и я просто хочу смотреть качественное кино со смыслом…

В общем, мне кажется, в некоторых сферах помимо безжалостных законов бизнеса должно присутствовать еще что-то. Вот интересно, что?

Есен Абилькенов. В юности увлекался футболом (одно из самых ярких воспоминаний детства – гол Валерия Шмарова в ворота киевского «Динамо» в 1989 году). Позже полюбил историю, до сих пор убежден, что народа под названием «татаро-монголы» никогда не существовало. Сейчас главный интерес в жизни – воспитание детей и наблюдение за тем, как они растут и умнеют на глазах.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем