Будущее региона напрямую зависит от наличия квалифицированных специалистов аграрной направленности, система подготовки которых пока не дала значительных результатов. При поддержке губернатора области Владимира Якушева создана программа модернизации существующего образовательного процесса, и начнется она со средней школы. Об этом сообщил директор регионального департамента образования Алексей Райдер в среду на пресс-конференции. Как изменится система подготовки кадров для этой отрасли, какие проблемы испытывают аграрные вузы и колледжи и что ждет школьников сельской местности, читайте в нашем материале.
Проблемы сектора – в том числе и вопросы подготовки кадров – активно обсуждаются на уровне губернатора и в депутатском корпусе. По словам Алексея Райдера, реформы проводятся с 2010 года. В 2012 году все сельскохозяйственные колледжи и Государственный аграрный университет Северного Зауралья (ГАУСЗ) перешли в областное подчинение. «Мы очень долго этого добивались, – отметил директор департамента образования. – Колледж водного транспорта, а также железнодорожный и политехнический находились в областном распоряжении с 2005 года. Аграрным учебным заведениям все вопросы приходилось согласовывать на федеральном уровне, и это существенно осложняло работу».
«Мы не всегда готовили тех специалистов, которые нужны сельскохозяйственным предприятиям, – продолжает Алексей Райдер. – К примеру, во всех аграрных учебных заведениях преподается бухучет и экономика. Эти направления очень популярны у абитуриентов, но, закончив вуз и потратив бюджетные средства, выпускники остаются в городе. Это происходит во многом потому, что учебные программы не адаптированы под реальную систему сектора. Да, бухгалтеры нужны, но не все строится только на них».
Сегодня перспективы отрасли велики, и связаны они как с внедрением новых технологий по сопровождению всех процессов в животноводстве и растениеводстве, так и с переработкой сельскохозяйственного сырья. В последнее время она осуществляется на территории региона, а не за его пределами, как раньше. Кроме экономической выгоды, это несет в себе создание рабочих мест. Таким образом, система профобразования должна перестроиться и в этом направлении, чтобы на вновь открывающихся предприятиях по переработке было кому работать.
Таким образом, главной проблемой пока остается отсутствие мотивации у молодого поколения. «Работать на селе в нашем государстве почему-то не считается престижным, хотя условия жизни там давно изменились в лучшую сторону. Наша задача – донести это до школьников и сломать стереотипы, в том числе и родительские, – пояснил Райдер. – Дети могли бы, получив образование, вернуться в родное село и начать трудовую деятельность. В реальности же выпускники аграрных колледжей и ГАУСЗ за годы учебы в Тюмени привыкают к городской жизни и предпочитают работать охранниками либо официантами, лишь бы не возвращаться в село. Мы предполагаем, что эту ситуацию исправит системная работа по агротехнологической подготовке специалистов начиная со школьного уровня, к которой мы недавно приступили».
С осени 2013 года в школах некоторых районных центров реализуется программа «Агропоколение». Пилотный проект работает в Ялуторовском, Нижнетавдинском, Ярковском районах, а также в Тобольске. К сегодняшнему дню уже более 150 учеников решили обучаться в классах агротехнологического профиля и посещать соответствующие элективные курсы. Масштабное внедрение новых образовательных модулей в области запланировано на начало нового учебного года. Начиная с пятого класса, ребята будут ездить на экскурсии на предприятия сельского хозяйства, знакомиться с реалиями сектора и составлять планы на будущее, где их ждет гарантированное рабочее место и достойная оплата труда. В восьмом классе станет возможной реализация предпрофильного, а в десятом – и профильного образования. Биология, физика и химия будут преподаваться в контексте реальных нужд сельскохозяйственного производства.
Кроме того, как отметил Алексей Райдер, в последнее время в аграрной сфере намечается уклон в сторону индивидуализма – тенденция к созданию частного фермерского хозяйства. «Мы хотим показать школьникам, что быть фермером – престижно и выгодно, а в вузе планируем создать комплексный образовательный модуль, который позволит человеку создать свое дело с нуля и быть в одном лице бухгалтером, юристом, руководителем, рабочим и переработчиком произведенной продукции», – сообщил директор департамента образования.