Город Летчики с ВИЧ за штурвалом

Летчики с ВИЧ за штурвалом

Наличие ВИЧ-инфекции само по себе не является безусловным основанием для признания кандидата негодным к летной работе, если нет иных противопоказаний, связанных с состоянием его здоровья. Такое решение в феврале принял Верховный суд России, встав на сторо

Наличие ВИЧ-инфекции само по себе не является безусловным основанием для признания кандидата негодным к летной работе, если нет иных противопоказаний, связанных с состоянием его здоровья. Такое решение в феврале принял Верховный суд России, встав на сторону ВИЧ-положительного пилота «Аэрофлота». «Получается, защищая интересы небольшой группы ВИЧ-инфицированных работников авиации, ставится под угрозу огромное количество пассажиров», – считает главный врач Тюменского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Александр Попков.

Руководство компании в 2005 году отстранило пилота от работы, ссылаясь на Федеральные авиационные правила. Однако Верховный суд РФ признал недействующим пункт приложения №3 к Федеральным авиационным правилам «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» в части признания пилотов негодными к летной работе при установлении у них ВИЧ или СПИДа. Дело в том, что на данный момент в Российской Федерации отсутствует какой-либо федеральный закон, запрещающий гражданам осуществлять профессиональную деятельность в качестве пилотов гражданской авиации в связи с выявлением у них ВИЧ-инфекции. Стало быть, никакие ведомственные документы отстранить ВИЧ-инфицированных летчиков от полетов не вправе.

Представители Минтранса и Минюста, которые требовали в суде отказать пилоту в иске, утверждали, что наличие ВИЧ-инфекции у пилота опасно для жизни пассажиров. Председатель врачебной летно-экспертной комиссии Алла Быстрова наставила на том, чтобы оставить пункт о запрете полетов ВИЧ-положительным летчикам. Поддерживает эту точку зрения и Александр Попков: «На рейсах ряда компаний я не летаю более пяти лет, так как обладаю информацией, сколько работников тех или иных авиакомпаний больны и как заразились – речь идет о десятках летчиков».

«Летчик – такая профессия, в которой требуются очень высокие показатели здоровья, почти как в космонавтике. А у нас есть пациенты, которые и трех слов уже связать не могут из-за специфики болезни, которая разрушает головной мозг. Один из недавних примеров – в прошлом году два сына почти на руках принесли в СПИД-центр своего папу, который буквально еще неделю назад летал на вертолете в Африке. Он летал до тех пор, пока мог выполнять эту работу физически. Если есть такие пилоты, значит медико-санитарная часть должна привлекать наших специалистов, чтобы мы могли коллегиально решать, что с ними делать. Но ни одного обращения пока не было», – добавляет Александр Владимирович.

По его мнению, есть еще одна проблема развития этого заболевания. ВИЧ-инфекция – это не просто наличие в крови вируса, который разрушает иммунную систему, это еще и психологическое изменение личности. Ведь человек понимает, что он болен неизлечимым недугом. Тогда появляется желание жить одним днем и последствия такого мировоззрения непредсказуемы. Больной будет скрывать факт заболевания, уже не имея возможности качественно выполнять свою работу. «Представьте, что летчик умеет только летать. Если он уйдет, значит его больше никто и никуда не возьмет. На самом деле сегодня изменения психики ВИЧ-инфицированных не очень хорошо изучены. Наши больные только начинают переходить в более поздние стадии заболевания», – говорит Александр Попков.

«Но сказали А, надо говорить и Б – допускать к полетам ВИЧ-инфицированных можно, но при соблюдении определенных условий. Если уж государство говорит, что ВИЧ-инфицированный человек может работать пилотом, то давайте подумаем о том, с какой кратностью проводить медосмотр у профильных специалистов», – предлагает главный врач СПИД-центра. И здесь, считает он, кроется еще одна проблема. Раньше у нас была очень мощная гражданская медико-санитарная часть. На сегодняшний день она оказалась авиации не нужна, так как есть много маленьких компаний. Способны ли медицинские службы этих авиакомпаний, которые подчиняются хозяевам, адекватно и беспристрастно оценить состояние здоровья ВИЧ-инфицированного летчика? Не будет ли врач в первую очередь думать о том, что если он этого летчика отстранит, то его великий и могучий хозяин потеряет десятки миллионов евро на подготовку нового пилота? И не захочет ли хозяин такого строптивого врача-эксперта выкинуть на улицу?

Поэтому в данном случае создание отдельной независимой медицинской экспертной службы – это вопрос безопасности и защита интересов в равной степени как ВИЧ-инфицированных, так и всех остальных граждан, считает Александр Попков.

Фото: Фото с сайта Independent.co.uk
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем