Развлечения Рустам Гельманов, обладатель Кубка Мира по скалолазанию: «Я не загоняю себя в рамки»

Рустам Гельманов, обладатель Кубка Мира по скалолазанию: «Я не загоняю себя в рамки»

Тюмень оказалась одним из трех российских городов, где с презентацией видеоролика «Rock ‘n’ Rocks: скалолазание, воплощенное в музыке» побывал обладатель Кубка Мира по скалолазанию Рустам Гельманов. В тюменском Легкоатлетическом манеже он встретился с местными скалолазами, альпинистами и ледолазами, провел альтернативный урок и мастер-класс. В интервью сайту 72.ru спортсмен рассказал о планах на будущее, а также о том, как создавалось премьерное видео, чем удивила Тюмень и к чему приводит голодовка.

Расскажите подробнее о видеоролике «Rock ‘n’ Rocks: скалолазание, воплощенное в музыке».

– Идея ролика зародилась у меня два года назад. Я предложил создать некую компиляцию скалолазания и музыки, и команда Red Bull меня поддержала. Сюжетная линия была создана коллективно. Идея такова, что есть две сферы искусства: люди искусства, которые занимаются музыкой, и люди искусства, которые занимаются скалолазанием. И те, и другие на самом деле актеры. И захотелось создать такое видео, чтобы с помощью музыки объяснить мое лазание: невзгоды, которые я терплю, волнения, сомнения. С помощью музыки гораздо проще обычному человеку понять все эти эмоции. В ролике есть две сюжетные линии. Я, как спортсмен, поднимаюсь по восходящей тропе, терплю невзгоды, лезу по скалам на вершину своего творчества. И также музыканты терпят невзгоды – дождь, ветер, они стареют, и старею я. И мы поднимаемся по этой лестнице искусства на самую высокую точку. В итоге к концу ролика мы встречаемся, и получается, что мы вместе оказались у одной сути, на одной вершине, потому что суть единая, как для скалолазания, так и для создания музыки.

Как вас встретила Тюмень?

– Честно говоря, не ожидал. Ваш город известен скоростными достижениями в скалолазании, я знаю, что у вас много скоростников. Но мне с ними, к сожалению, не о чем говорить, потому что для меня скалолазание – это, прежде всего, боулдеринг нежели скорость. У вас, конечно, тут Мекка скорости, поэтому я не ожидал, что столько будет желающих узнать о трудности, боулдеринге. Мне задавали вопросы. Также пришли и мои друзья-скоростники.

Скалолазание было мечтой детства?

– Если говорить о профессиональном спорте, то я начал заниматься в 14 лет. Спортсмены зачастую занимаются с шести лет, чтобы достичь серьезного уровня. Мне удалось это с 14 лет сделать. Я не чувствовал в себе никаких переломных моментов, это было естественное развитие. Мечты стать скалолазом не было, в детстве я хотел немного полазить по горам, потому что родился и вырос в Казахстане на границе с Китаем, в 300 километрах от Алма-Аты. Там скалы. Мне всегда было интересно прикоснуться к ним, полазить. Тогда я как раз посмотрел фильм «Скалолаз» с Сильвестром Сталлоне. Когда я приехал в Москву, мама записала меня в турклуб, чтобы я летом мог сходить в горы на Кавказ или куда-нибудь еще, там был скалодром. Я начал заниматься, постепенно развивался. А в детстве хотел быть и до сих пор в своих мечтах остаюсь инженером-конструктором, который создает новые вещи. Занимаюсь авиамоделированием. Поступил в авиационный институт на инженера, отучился три курса и ушел – совмещать профессиональный спорт и учебу оказалось очень сложно. Я себя вижу и в будущем конструктором, люблю что-то новое придумывать.

Что интереснее – естественный или искусственный ландшафт?

– Есть три вида скалолазания. Первый вид – на скорость, популярен в Тюмени – на естественных скалах такого практически не бывает. Второй – трудность – когда лезешь с веревкой, щелкаешь ее в карабины, тем самым страхуешь себя и взбираешься дальше. И третий -боулдеринг – американское слово, означающее «валун». Это серия коротких сложных трасс. В России боулдеринг давно известен, но под названием «Хитрушки» – сложные, хитрые маршруты. Скорость и трудность делается со страховкой, а боулдеринг – без. Я больше занимаюсь на искусственных скалодромах, потому что это полная симуляция соревнований. Когда у меня есть свободное время, чтобы душевно потренироваться, еду на скалы. Больше меня там привлекает трудность, лазанье с веревкой, таким образом получаешь своеобразное удовольствие, отличающееся от боулдеринга. Потому что боулдеринг – это тяжелый вид трассы, сложный. К такому лазанью обычно нужно заранее готовиться. А в трудности можно выбрать несложный маршрут, лазить в удовольствие, набирая высоту. Мне как раз нравится сам подъем, набор высоты.

Боулдеринг – травмоопасный вид спорта?

– На соревнованиях мы работаем без страховки. Всегда падаем на специально приготовленные маты, которые расстилают заранее. Я занимаюсь лазаньем и на трудность, и на скорость. Лазанье на трудность проходит с веревками, все это безопасно. Падать без веревки немного травмоопасно: можно подвернуть ногу, но если занимаешься этим давно, то уже знаешь, как твое тело работает, и выкручиваешься из любой ситуации, даже из самого сложного падения. Знаешь, как его докрутить, чтобы безопасно приземлиться и сохранить себя целым.

Насколько это дорогой спорт?

– Этот вид спорта требует неких затрат. Но он зачастую перетекает в образ жизни, и многие люди все свои отпуска используют для выезда на скалы, например, в Таиланд. Есть много островов в Средиземном море, на которых тоже можно лазить, а также Италия, Испания, Германия – все европейские страны имеют места, где можно заняться этим спортом. Кроме того, можно заниматься и на местных скалодромах. Амуниция не очень дорогая: специальная обувь стоит в районе ста евро, примерно столько же система, веревка – 200 евро. Если лазишь на трудность, то нужен напарник. Если это боулдеринг, то можно заниматься и в одиночку. В этом случае веревка не потребуется, но нужен мат, его цена в зависимости от размера 100–200 евро.

Можно ли на нем заработать?

– Я думаю, можно заработать на всем, если относиться к этому с душой. Я делаю все с душой, и мне удается зарабатывать на этом и быть настоящим профессиональным спортсменом. Вариантов заработать на скалолазании множество: можно дублировать трюки в фильмах, организовывать и проводить различные соревнования или выигрывать, участвуя в них. Например, три удачных старта в году могут обеспечить среднюю зарплату, если победить. Если ты не такой удачливый спортсмен, можно работать на местных скалодромах, создавать маршруты, рекламировать товар, работать дизайнером по его производству.

В фильмах снимались?

– Я не участвовал в фильмах, которые не снимал сам. Есть два моих фильма, где я снимался. Мне интересно создать что-то свое, мистическое о российских скалах, например, на реке Лене очень интересные места есть. И вообще по России раскидано очень много мест скальных, секретных. Философский художественный фильм для меня более интересен.

Во многих видах спорта сохранилось понятие «советской школы». Актуально ли это в скалолазании?

– Тюмень великолепна тем, что здесь до сих пор сохранился советский подход к этому виду спорта. Я думаю, что победы тюменских скоростников во многом обеспечены этой «советская школа». Боулдеринг и трудность абсолютно иные виды спорта, к ним другой подход. И невозможно использовать никакую советскую систему. Я занимался самостоятельно, без тренера. Главное, человек должен быть думающим и самоанализирующим, недаром скалолазание называют шахматами на скалах. Если тренер будет постоянно говорить спортсмену, что ему делать, тот не научится на соревнованиях думать сам.

Какие качества нужны скалолазу?

– Просто заниматься скалолазанием может любой независимо от веса и роста. Спортсмену нужен самоанализ, твердая уверенность в себе. По крайней мере, человек не должен сдаваться.

У многих спортсменов есть своя диета. Есть ли таковая у вас?

– В межсоревновательное время я позволяю себе практически все. На данный момент я не являюсь ни вегетарианцем, ни сыроедом, хотя в течение пяти лет не употреблял мясо и даже полгода ради интереса был сыроедом. Мне все нравилось и все устраивало. Я доказал себе, что эта теория хороша, но потом понял, что загоняю себя в рамки. Я в любом случае поддерживаю сыроедов и вегетарианцев. Но и не говорю, что нужно есть мясо, не загоняю себя в рамки.

Расскажите о своем самом экстремальном поступке.

– Если говорить о трюке, то это съемки видеоролика, который мы только что презентовали. Мне пришлось там лазить перед камерами без страховки. Обычно я лажу без страховки только один. Я думаю это самое безбашенное, что мне приходилось делать – это, и правда, было опасно. Из путешествий экстремальных особенно запомнилось, как два года назад я отправился в Америку из Голландии, но у меня там не получилось встретиться с человеком, с которым договаривался, и лазить по скалам не хотелось, тогда я решил, что буду жить в лесу и отголодаю там две недели. Был на морозе, температура опускалась до минус пяти и две недели просидел на воде. Потом у меня появился выбор – вернуться в Голландию или поехать куда-нибудь еще. Так получилось, что я купил билет в Майями и жил там с местными бомжами на пляже. Снимал комнату в хостеле, который оказался еще хуже, чем пляж. Познакомился со всеми низшими слоями общества, мне было это интересно.

Фото: Фото Юрия Быбина, а также с сайта Redbull.com, видео с сайта Redbull.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем