Дороги и транспорт Кризис-2024 подробности «Они хотели бы их вернуть, но не могут»: S7 может потерять десятки самолетов Airbus. На чем летать будем?

«Они хотели бы их вернуть, но не могут»: S7 может потерять десятки самолетов Airbus. На чем летать будем?

У компании простаивает четверть лайнеров — к чему это приведет

Эксперты рассказали о неисправностях двигателя, которые, вероятно, невозможно исправить

По итогам 2023 года российские авиакомпании перевезли 105 миллионов человек. Это на 10% больше, чем в 2022 году, — именно тогда ввели первые санкции против авиации России. Несмотря на рост пассажиропотока на фоне ограничений, перевозчикам всё сложнее эксплуатировать самолеты. В частности, трудности испытывает S7 — самый современный авиапарк России требует постоянного обслуживания от производителя. Уже сейчас часть бортов новосибирской компании простаивает без полетов. Как одна неисправность двигателя может нарушить работу перевозчика, почему его нельзя починить и как проблема скажется на пассажирах — в материале наших коллег из NGS.RU.

Снижение или рост?

1 июля глава Росавиации Дмитрий Ядров предупредил о возможном снижении перевозок пассажиров почти на 7% — до 98,1 миллиона человек в 2024 году. По его словам, показатели соответствуют комплексной программе авиаотрасли до 2030 года. При этом по итогам пяти месяцев 2024 года пассажиропоток уже вырос на 8% — до 40,5 миллиона человек.

На прогноз, заметил глава Росавиации, повлияет решение S7 о выводе из эксплуатации Airbus A320neo с двигателями Pratt & Whitney. В 2023 году пассажиропоток компании составил 15,9 миллиона человек, уже в июле прошлого года компания отчиталась о росте почти на 5% относительно 2022 года. В 2024 году S7 ожидает снижения пассажиропотока на 20% — до 13 миллионов человек. Часть из них летают именно самолетами Airbus A320neo.

— Эти воздушные суда перевозят значительный объем пассажиров, но эксплуатация этих моторов требует повышенного внимания — на это жаловались эксплуатанты по всему миру. Пока мы идем к цифре 98,1 миллиона. В августе-сентябре уже будет более точное понимание, на какую итоговую цифру пассажиропотока по итогам 2024 года выходит российская гражданская авиация, — цитирует Дмитрия Ядрова ТАСС.

Глава Росавиации ожидает, что ситуация прояснится по итогам лета.

Самый проблемный самолет

После начала спецоперации на территории Украины страны Европейского союза, Соединенные Штаты, Великобритания и их союзники ввели санкции против гражданской авиации России. Западным компаниям запрещено поставлять новые самолеты российским авиаперевозчикам, предоставлять комплектующие и участвовать в техническом обслуживании воздушных судов. В результате этих санкций российские авиакомпании столкнулись с риском ареста самолетов Airbus и Boeing, находящихся за границей и взятых в лизинг.

В конце прошлого года S7 заявила, что отстояла половину своего авиапарка. Компания завершила сделку по урегулированию взаимоотношений с лизингодателями и выкупила 45 самолетов и четыре авиационных двигателя. По данным СМИ, сделка обошлась в 45 миллиардов рублей.

С проблемой столкнулись не только в России, но во всём мире уже нашли способ ее решить

Airbus A320neo S7 получила первой в России в 2017 году, новый самолет обошелся авиакомпании в 100 миллионов долларов. Модель отличалась повышенным комфортом и техническими характеристиками.

— Внешне лайнер похож на базовую модель Airbus A320, но у «нео» другие двигатели. Они кажутся больше, зато создают меньше шума: А320neo — самый тихий самолет в своем классе. Как настоящий рекордсмен, он показывает отличные результаты: расход топлива меньше на 15%, а выбросы оксида азота — на 50% ниже норм по международным стандартам, — описывала пресс-служба компании свою покупку в 2017 году.

На сниженный расход топлива влияло еще одно отличие: двигатель Pratt & Whitney серии PW1100G (GTF). В прошлом году производитель отозвал двигатели со 140 самолетов из-за неисправности. Президент Pratt & Whitney тогда заявлял, что ситуация находится под контролем и исправленные двигатели поставляют перевозчикам. По словам собеседника NGS.RU, знакомого с авиационным рынком, на российские авиакомпании из-за санкций решение Pratt & Whitney о замене проблемных двигателей не распространяется.

— Единственным разумным вариантом остается сдать самолеты обратно, но это невозможно сделать из-за политической ситуации. Они бы хотели их вернуть, но не могут, — объясняет эксперт.

Что не так с двигателем?

Случаи, когда двигатели нового поколения отправляются на доработку, — норма для авиации. В среднем на обкатку оборудования уходит 7–8 лет, говорит собеседник. По словам специалиста, именно на S7 тестировали новые двигатели.

— Это двигатели нового поколения — соответственно, у них куча болезней. По всему миру возникло много проблем, потому что двигатели не выдерживают больше полутора тысяч циклов, их надо было инспектировать. Зачастую необходимо было проводить множество ремонтных работ, — объясняет эксперт. — А S7 получил двигатели вместе с самолетами, потому что они не хотели много платить за них — Pratt & Whitney в свое время дал им большие скидки. На S7, грубо говоря, тренировались, так как они получили новые двигатели одними из первых.

Из-за санкций ввозить доработанные двигатели в Россию невозможно. Если модели старого поколения можно доставить неофициально, то PW1100G оборудован чипом, который отслеживает перемещение. Российские компании пытаются адаптироваться и обслуживать оборудование самостоятельно — в прошлом году S7 Technics заявила, что освоила кампремонт двигателей, установленных на Boeing 737 и Airbus A320. Но работы с PW1100G сегодня проводит лишь производитель, подчеркнул собеседник NGS.RU.

— Ремонтный завод S7 заточен на двигатели CFM56 и 7B — это предыдущее поколение. Pratt & Whitney старается все процессы держать в своих руках, соответственно, не так много заводов, которые занимаются этим двигателем. Если с CFM работает полмира, то с PW — лишь ограниченное количество, — заключил эксперт.

Авиационный инженер и журналист Михаил Вахнеев объяснил, что у S7 есть возможность заменить двигатели. Но перед этим необходимо получить их доработанные версии, что в нынешних условиях почти невозможно.

— Новые двигатели с уже исправленными «детскими болезнями» должны как-то в России оказаться. И это сложно, потому что их придется ввозить в обход санкций через какие-то третьи страны, через, может быть, несколько третьих стран. Появляется сложность в финансировании, добавляется сложность в логистике, добавляется увеличение времени на получение, на замену и так далее. И всё это действительно накладывает определенные ограничения, — считает эксперт.

Повреждения, выявленные у нового поколения двигателей, невозможно было выявить до их поставки и ввода в эксплуатацию, объясняет Михаил Вахнеев. Технологии, которые использовались при создании сплавов, при определенных нагрузках приводят к неполадкам.

— В различных элементах двигателя были обнаружены микроповреждения, на сертификации это невозможно было понять. Такие проблемы есть только у PW1100. Pratt & Whitney и Airbus осенью прошлого года выпустили специальный бюллетень о том, что самолеты семейства A320neo с двигателями PW1100 надо приземлять и просто менять двигатели. В некоторых случаях можно менять лишь определенные узлы и агрегаты этих двигателей, — добавил Вахнеев, подчеркнув, что такая мера не касается российской авиации из-за санкций.

Слишком современные

По данным Flightradar24, сегодня в авиапарке S7 104 самолета, из которых 68 принадлежат семейству Airbus. В распоряжении компании 31 Airbus A320neo и 8 A321neo. Не все они, по данным сервиса, совершают полеты. Например, A321neo за последние три месяца не летали ни разу. По подсчетам НГС, 25% всех бортов Airbus не были в рейсах за последнее время. О причинах простоя бортов не сообщается, НГС направил запрос в авиакомпания для их уточнения.

По мнению Михаила Вахнеева, S7 невольно стала заложником собственной прогрессивности: обслуживание самого современного авиапарка оказалось невозможным на фоне санкций.

— В условиях санкций иметь парк самых современных самолетов может быть опасно для бизнеса. Чем новее самолет — тем сложнее его обслуживать в условиях санкций. S7, как и другие эксплуатанты, просто не угадали с выбором типа двигателя. Если формально для других компаний, которые не попали под санкции, решить эту проблему легко, в России не всё так просто. Получать запчасти, узлы, агрегаты — это одно, а целиком двигатель — другое, — объясняет эксперт.

Собеседники NGS.RU сходятся во мнении, что ситуация с обслуживанием двигателей неизбежно скажется на пассажирах. Сейчас авиакомпания просчитывает, как увеличится время получения двигателя и его узлов, запчастей, деталей, насколько усложнится логистическая цепочка и вырастет стоимость каждого двигателя. Всё это неизбежно отразится на ценах на авиабилеты и на том, сможет ли компания вообще выполнить план по перевозке пассажиров.

Некоторые самолеты не летают больше трех месяцев, а какие-то перестали выполнять полеты с начала июня

Источник NGS.RU, близкий к рынку авиаперевозок, уверен, что компании будут пытаться минимизировать потери.

— Конечно, серьезное влияние оказывают санкции. Проблемы есть со всем: с ремонтом стоек, гидравлики, колес, но они решаются понемногу. Поскольку наши компании не платят лизинговые платежи, они могут тратить больше денег на ремонт. Я думаю, что многие перевозчики поднимут частоту полетов, чтобы заменить «выпавшие» борты. Однако это приведет к тому, что придется чаще делать ремонт, с которым у нас тяжело, — объяснил эксперт.

Редактор телепрограммы FlightTV Валерий Чусов в разговоре с корреспондентом НГС заявил, что ситуация может привести к снижению пассажиропотока, который ранее прогнозировала S7.

Очевидно, в такой ситуации замена A320neo с двигателями PW1100 — наиболее рациональное для S7 решение. Хотя и потребует определенных затрат. В непростых условиях, которые, скорее всего, приведут к снижению объемов перевозок, конкуренция усиливается, и вероятность отмены рейсов по техническим причинам вряд ли порадует пассажиров и руководства авиакомпании.

При этом «Аэрофлот» или «Уральские авиалинии», у которых в парке тоже есть A320neo и A321neo, не испытывают проблем с обслуживанием из-за того, что выбрали версию самолетов с другим двигателем — LEAP-1A от консорциума CFM. Это ухудшает положение S7 на фоне других авиакомпаний.

— Как показывает опыт, они гораздо реже выходят из строя, поэтому риски для них намного ниже, чем для S7, — заключил собеседник.

Ранее NGS.RU разбирался, почему пассажиры в Толмачево попадают под овербукинг — о ситуации рассказала сотрудница S7.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
18
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
«На Новый год сидели при свечах в ватниках и с налобными фонарями» Крымчанка сменила Юг на Тюмень и не жалеет — почему
Алеся Тихова
бизнес-юрист
Мнение
Американцы не поймут такого «переобувания»? Как выход Джо Байдена из президентской гонки отразится на выборах США
Виктор Козлов
медиатехнолог
Мнение
Супер-Маша и Кристина: в прокат вышел фильм «Не одна дома» с Миланой Хаметовой — почему его стоит посмотреть родителям
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
«Росавтопром стал похож на подпольный цех». Чем для россиян обернется отмена таможенных барьеров для иномарок
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
Это близко и дешево: едем в отпуск в Башкирию и купаемся в невероятно чистом озере
Катерина Абдулова
Корреспондент 86.RU
Рекомендуем