В век скоростей неплохо бы и человеку определить свой индивидуальный темп жизни. Наверное, каждый из нас замечал, что люди делятся на два типа: одни делают любую работу в последний момент, рывками, другие предпочитают размеренную планомерную деятельность и поджимающие сроки для них – всегда стресс.
На самом деле врачи и ученые нас уже давно посчитали на «первый-второй», поделив все человечество на два противоположных лагеря – спринтеров и стайеров. Причем речь идет не только о спорте, а вообще обо всем образе жизни, способе мышления, выборе профессии, коммуникациях и так далее. Несмотря на то, что общество со своей любовью все уравнять и привести к общему знаменателю пытается из стайеров и спринтеров сделать нечто усредненное и универсальное, против природы, как говорится, не попрешь. Лучше не сопротивляться, а найти в физиологических особенностях свои плюсы. Впрочем, сначала не помешает определить, какие же они, эти особенности.
Непоседы и тихоходы
«С физиологической точки зрения во время спринтерских нагрузок, или анаэробных, метаболические процессы в организме происходят без участия кислорода, – рассказывает специалист кафедры физиологии ТюмГМА, кандидат медицинских наук Татьяна Шторк. – А если нагрузки направлены на выносливость, на длительные дистанции, то это уже аэробные нагрузки, где все метаболические процессы в мышцах происходят с участием кислорода».
Во всем организме человека при длительных нагрузках улучшается вентиляция легких, кровоснабжения мышц, повышается эффективность потребления кислорода, то есть развивается способность потреблять больше кислорода, таким образом, короткие дистанции требуют скорости, быстроты, а длинные дистанции направлены на выносливость.
«Есть мнение, что предрасположенность к тому или иному типу физической нагрузки – это генетический фактор», – утверждает Татьяна Эдуардовна. Мышечные волокна у нас в организме делятся на быстрые и медленные. Быстрые работают непродолжительное количество времени – анаэробные волокна у спринтеров, а медленные – у стайеров. Считается, что генетически детерминировано – у кого из людей изначально больше содержится быстрых мышечных волокон, из них получаются хорошие спринтеры, а те, у кого больше медленных мышечных волокон – они хорошие стайеры.
У спринтеров внутреннее биологическое время течет быстрее, чем астрономическое. Если такого человека изолировать в помещении без источника естественного света, он подсознательно установит суточный ритм длительностью менее 24 часов. Нервная система спринтера характеризуется способностью к быстрому возбуждению, мобилизации физических и интеллектуальных ресурсов для выполнения работы.
При этом их нервная система слабая по торможению. Неустойчивость эмоциональной сферы не проходит бесследно: именно для спринтеров характерны частые жалобы на головные, сердечные, абдоминальные (в животе) боли. Характерно, что при физических нагрузках основное напряжение приходится у них не на дыхательную, а на сердечно-сосудистую систему.
У стайеров внутреннее биологическое время течет медленнее, чем астрономическое. При изоляции от источника естественного света у стайера устанавливается продолжительность суток более 24 часов. Стайеры – интраверты, они замкнуты, социально пассивны, старательны, часто страдают заниженной самооценкой.
Принцип адаптации у стайеров – вхождение в ситуацию. Эта же стратегия у них и при болезни. Организм борется с ядами и инфекциями, сосуществуя с ними на своей территории, без сильного повышения температуры. Не случайно стайеры часто приобретают хронические заболевания.
В обмене веществ в качестве основного энергетического вещества у стайера используются углеводы, жиры же запасаются (энергозапасающий тип обмена веществ). Поэтому при желании похудеть важно увеличивать в пище количество белков.
Сколько длится минута?
Доктор биологических наук Елена Дзятковская предлагает узнать принадлежность человека к тому или иному типу нагрузки с помощью нехитрого теста, определяющего сколько длится так называемая индивидуальная минута. Для проведения исследования необходимы спокойная обстановка, отсутствие посторонних раздражителей и помощник.После трех-пяти минут отдыха в сидячем положении помощник предлагает испытуемому запомнить, сколько длится минута: «Вам будет указано начало и окончание минуты. Расслабьтесь и спокойно ждите, не производя внутреннего отсчета». В течение этой минуты производится измерение пульса. После этого помощник дает инструкцию: «Я укажу начало минуты. Ваша задача – сказать, когда она, по вашему мнению, закончится. Считать нельзя». В этот период производится второй замер пульса и фиксируется длительность индивидуальной минуты.
Оценка результатов:
Длительность ИМ: менее 52 секунд, частота пульса во втором случае превышает частоту пульса в первом случае на пять процентов и более в минуту – спринтеры.
Длительность ИМ: от 52 до 68 секунд, реакция пульса вариабельна – миксты.
Длительность ИМ: более 68 секунд, частота сердечных сокращений во втором случае по сравнению с первым уменьшается на пять процентов и более – стайеры.
Длительность ИМ: более 68 секунд, частота пульса возрастает на пять процентов – стайеры группы риска по повышению артериального давления (именно в этой группе наибольшее число самой тяжелой, развивающейся в раннем возрасте гипертонии).
Таким образом, для спринтеров характерно ускорение внутреннего времени на фоне увеличения ЧСС, для стайеров – замедление внутреннего времени на фоне урежения частоты сердечных сокращений. Спринтеры способны к высокой и надежной работоспособности при значительных колебаниях факторов внешней среды. Они хорошо выдерживают воздействия кратковременных интенсивных нагрузок, но не способны противостоять длительно действующим раздражителям меньшей силы. Стайеры способны сохранять высокий уровень устойчивости работоспособности при длительном воздействии слабых и средних по силе раздражителей и крайне неустойчивы перед сильными, кратковременно действующими раздражителями. Промежуточный тип микст по различным показателям проявляет свойства, присущие как первому, так и второму типам.
Работа – не волк
«Есть такая характеристика высшей нервной деятельности, как темперамент , который определяется силой и устойчивостью, – рассказывает директор Тюменского центра психологии Альфия Кабирова. – В разных сочетаниях эти критерии дают нам четыре темперамента: сангвиники и холерики, флегматики и меланхолики. И то, как ведет себя человек на работе, так или иначе основано на работе высшей нервной деятельности. Если мы просто понаблюдаем за собой и коллегами по работе, то можем точно подметить – есть люди, выполняющие все равномерно и последовательно, а есть люди, которые делают что-то в последний момент, но не менее хорошо. Это стайеры – они ближе к флегматикам, и спринтеры – ближе к холерикам».
С психологической точки зрения спринтеры – это те люди, которые действуют часто на кураже, нахрапом, на энтузиазме. Это проявляется и в отношении к работе. Самый эффективный труд для спринтера – в состоянии некоторого цейтнота, но при этом на высоком энтузиазме. Характер занятия не имеет значения, скорее сам внутренний настрой так проявляется. Когда «пыл» спадает, спринтер чувствует себя полумертвым, выжатым, настроение на нуле, и ему требуется долгий восстановительный период. Случается даже так, что спринтер может затягивать какое-то время с выполнением задачи, ожидая эмоционального подъема и тонуса, чтоб «на гребне» выполнить ее быстро, сконцентрированно и эффективно. И таким же образом, если начался прилив активности – оттягивает время отдыха, пока есть энтузиазм и тонус, до самого последнего момента. Стайеры – это те, кто умеет рассчитать силы и распределить нагрузку на «всю длинную дистанцию», рационально распоряжаются энергией, поэтому нахрапом не действуют, соответственно, когда устают, то от усталости с ног не валятся. Стайеры устойчивы к монотонному кропотливому труду, работа с быстрой сменой режима, неожиданными ситуациями изматывают, невротизируют их. «В творческих профессиях спринтеры дадут лучший результат. Их спринтерский забег дает мощный стресс, в итоге активизируются уникальные творческие способности, возникают классные идеи, которые стайеру сгенерировать сложно. Хорошо и то и другое, важно найти свою нишу, где ты будешь максимально эффективен. И тем не менее жизнь диктует свои условия. Спринтерам приходится адаптироваться и воспитывать себя под планомерную деятельность, хотя все равно основной блок работы они сделают в конце. Стайерам стать спринтерами сложнее – для него рывок в последнюю ночь будет издевательством и, скорее всего, ничего из этого не получится», – говорит Альфия Кабирова.
По ее словам, хорошо видно, кто изначально является принтером, а кто стайером, по студентам. Первые за ночь штудируют стопки учебников и сдают все на пять, вторые занимаются в течение семестра и также сдают на отлично. К пятому курсу уже четко можно сказать, что есть группа студентов, которые учат только в последнюю ночь. Это те самые спринтеры, не имеющие возможности себя организовать. Есть студенты, занимающие промежуточное положение – неплохо занимаются и к сессии делают последний бросок, а есть стайеры – они трудились в течение года и потом просто получают «автомат». И в дальнейшем стайеры и спринтеры выбирают профессию, в которой проявляются их природные качества. Стайеры – прекрасные бухгалтеры, экономисты, в общем, люди, которым приходится планомерно трудиться. «Обществу нужны и те и другие. Стайеры – для рывка вперед, спринтеры – для порядка», – подводит итог психолог.
Микс во всем
Не существует чистых стайеров и чистых спринтеров, как не существует и строгого соответствия между типом телосложения и психологическими особенностями личности. К тому же условия жизни, тренированность или ее отсутствие, традиции и социально-групповые установки сильно влияют на жизнедеятельность человека во всех его проявлениях. И все-таки у каждого из нас лучше получается то, к чему природой заложены морфофизиологические задатки.
Конечно, можно тренировать ту или иную нагрузку. Если в спринтере тренировать выносливость с помощью тех или иных упражнений, то у него и метаболические процессы перестраиваются на аэробный путь с использованием кислорода, развивается способность потреблять кислород, повышается эффективность его использования. Но по большому счету природу не переиграешь. «Обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности каждого человека. Сегодня вся медицина носит профилактическую направленность, ее цель – учитывать эти индивидуальные особенности, врожденные признаки. Но коррекция возможна – так, внимание тренируют с помощью определенных упражнений», – подчеркивает физиолог Татьяна Шторк.