Здоровье Тест на ВИЧ: ошибочка вышла?

Тест на ВИЧ: ошибочка вышла?

Представьте ситуацию: человеку при первичном обследовании крови ставится диагноз ВИЧ-инфекции, затем врачи, как и положено, приглашают его для повторного обследования, после которого выясняется, что вируса иммунодефицита у пациента нет. Речь идет о ситуац

Представьте ситуацию: человеку при первичном обследовании крови ставится диагноз ВИЧ-инфекции, затем врачи, как и положено, приглашают его для повторного обследования, после которого выясняется, что вируса иммунодефицита у пациента нет. Речь идет о ситуациях, когда происходит так называемое расхождение диагноза, или неверно поставленный диагноз. Последствия таких ложных диагнозов, конечно, колоссальны – это, прежде всего, эмоциональный стресс, в результате которого некоторые пациенты стремятся перепроверить диагноз в других учреждениях, сдать кровь под иным именем. Впрочем, есть и такие, кто, заполучив положительный статус ВИЧ, подтвердить или опровергнуть его не пытаются.

В чем же причина неверной диагностики? «Чаще всего это связано с человеческим фактором, – считает главный врач Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Александр Попков. – Точной статистки мы не ведем, но могу сказать, что такие случаи бывают практически ежемесячно. Хотя в последнее время их становится меньше».

Если друг оказался вдруг...

Весьма распространены случаи, когда человек умышленно назначает себя ВИЧ-инфицированным. «Чаще всего подобный подлог – когда за здорового сдает кровь инфицированный ВИЧ, – происходит в местах лишения свободы. Ведь за «положительный» статус полагаются послабления в режиме содержания, более хороший режим питания. В итоге заключенный ставится на диспансерный учет, а когда выходит на свободу и обследуется повторно, тогда и выясняется, что человек не инфицирован ВИЧ – «вылечился». Такие случаи были, особенно в отношении граждан, которые проживали в ЯНАО», – говорит Александр Владимирович.

Хотя в данной ситуации существует и другой вариант – ВИЧ-инфицированный просит здорового человека сдать за него кровь. Чаще этим пользуются граждане иностранных государств, прибывающие в Россию для трудовой деятельности. Иностранец, прежде чем устроиться на предприятие, должен пройти комиссию на наличие у него социально-опасных заболеваний, получить сертификат, дающий право пребывать на территории РФ и работать. И очень редко получалось обмануть опытных медиков. Но раньше все иностранные граждане подвергались такому обследованию, сейчас – только часть, те, кто работают в организованном порядке, на предприятии, официально. Работающие по патентной системе (человек просто покупает патент у государства) медицинского обследования не проходят – правда, они не могут трудиться на предприятии, но у них есть возможность работать на частное лицо.

«У нас в позапрошлом году «отметились» два брата-близнеца, один из которых был ВИЧ-инфицированный, другой нет. Не ВИЧ-инфицированный пытался сдать анализы за больного брата. К чести наших сотрудников эта ситуация завершилась благополучно. У «отрицательного» брата была на руке небольшая татуировка, которая его и выдала», – рассказал Александр Попков.

Коварная петля

Неверные диагнозы могут быть связаны с лабораторными ошибками. Ведь в лаборатории специалисты не видят самого обследуемого, они работают с кровью, которую вместе с направлением получают от лечебного учреждения. «В таком случае за него может сдать кровь кто-то другой. Часто наши пациенты, состоящие на учете, сдают под другими фамилиями, чтобы переподтвердить анонимно диагноз. В результате имеется три положительных диагноза с разными фамилиями, а на самом деле под ними скрывается один и тот же человек. На полисе фотографии нет, а про паспорт можно что-то и придумать – на прописке, потерял и так далее. Кроме того, гражданин РФ может сдать кровь и анонимно», – поясняет Александр Владимирович.

Также случается, что пробирки в лаборатории медсестра может просто перепутать – из-за спешки, большого наплыва работы и прочих факторов, от которых никто не застрахован. Так, например, обследуется 10–15 человек, выписываются и нумеруются направления, и этими же цифрами обозначаются пробирки с кровью, поступающие в лабораторию. Но номера пробирок и направлений по каким-либо причинам перепутываются. «В соответствии с нормативными документами Министерства здравоохранения повторной перепроверки не нужно, диагноз «ВИЧ-инфекция» устанавливается по первому анализу. Но наш центр уже давно – более пяти лет – каждый случай перепроверяет, чтобы исключить ошибку», – сообщает Александр Попков.

Еще одна причина неверных диагнозов – несоблюдение санитарных норм. Дело в том, что кровь у обследуемых на ВИЧ собирают в пунктах и раз в неделю привозят в Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями. Однако предварительно ее обрабатывают одним из двух способов. Первый – пробирка помещается в центрифугу, и кровь разделяется на сыворотку и сгусток. Затем сыворотка сливается в следующую пробирку и хранится. Второй способ – кровь ставится в холодильник и происходит ее естественное отстаивание. Для того, чтобы слить сыворотку, медицинским инструментом – петлей – обводят по внутреннему периметру пробирки, и тогда сыворотка сливается. И если на каждую пробирку не использовать отдельную петлю для обвода, то часть зараженной крови из пробирки №1 будет перенесена в пробирку №2, 3, 4 и так далее.

«Помню, когда на одной линейной нефтеперекачивающей станции, где мы проводили обследование по договору порядка пяти-шести лет назад, неожиданно подряд у нескольких человек оказалась ВИЧ-инфекция. Мы выехали на место и уточнили, что у одного человека был положительный диагноз, но для обводки использовалась одна и та же петля, через которую были инфицированы и другие пробирки. Но это, конечно, нарушение правил подготовки пробы», – рассказывает Александр Владимирович.

Один за всех

Кроме того, причиной неверного диагноза, по словам Александра Попкова, может стать отсутствие на сегодняшний день идеальных диагностических тестов, которые бы с достоверностью в сто процентов ставили диагноз. Есть два параметра, которые характеризуют любую тест-систему: чувствительность (да, вирус есть) и специфичность (есть именно ВИЧ). «В большинстве эти системы сейчас весьма качественны. Так, мы в центре для диагностики используем тесты мирового уровня качества. Существует специальное учреждение – научно-исследовательский институт, который сертифицирует эти тест-системы и проверяет качество каждой партии. Теперь производители в сопроводительных документах ставят пометку, что чувствительность и специфичность – 100 процентов. Но даже при реализации нацпроекта в 2006 году мы браковали партию систем одного из предприятий, ведь существуют проблемы производственного брака, перевозки, хранения», – рассуждает Александр Владимирович.

«Даже в рекомендациях тестов написано, что для верификации диагноза желательно использовать тест-системы разных производителей. В предыдущие годы мы такую возможность имели. В этом году основная масса тест-систем поступает по нацпроекту, и выиграл один производитель – предприятие из Нижнего Новгорода», – добавляет главный врач Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями. Он говорит, что несмотря на контроль качества тест-систем на производстве, центр сам проверяет полученные партии и в случае брака информирует поставщика.

Капризы природы

Виной неверной диагностики могут стать и особенности строения иммунной системы. «Мы обнаруживаем антитела и антигены – это ответ организма на внедрение инфекционного агента. По ответной реакции организма устанавливается диагноз. Но каждый человек индивидуален. Есть люди, у которых этот ответ занижен, и внедрение какого-то другого вируса дает неспецифичный ответ. У беременных также может происходить изменение иммунной системы, поэтому они проходят тест дважды – в первой и второй половине беременности», – объясняет Александр Попков, заметив, что подобные случаи встречаются крайне редко.

Особая заточка

Если в диагнозе ошибся медицинский работник – следует административное наказание. Хотя в Центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями ни одного случая не было, когда бы пациенты, получившие неверный диагноз, обращались бы в суд за возмещением материального и морального ущерба. А вот намеренно спекулировавшие на своем диагнозе люди встречались. «В 90-х годах был случай в одном из северных городов: пациент, не инфицированный ВИЧ, уговорил своего «положительного» приятеля сдать кровь по его паспорту. Получилось, что диагноз установили, но потом он явился сам в больницу, обследовался и диагноз оказался отрицательным. И человек начинает шантажировать лечебное учреждение», – вспомнил Александр Владимирович.

Он рассказал, что в центр постоянно поступают запросы из правоохранительных органов – состоит ли человек на учете. «На наших специалистах лежит огромная ответственность – несмотря на то, что вряд ли медицинский работник сможет доподлинно определить, к примеру, поддельный паспорт у обследуемого или нет. Однако мы стараемся учитывать и такие аспекты, персонал центра уже «заточен» на подобные ситуации и вынужден доводить свою работу буквально до совершенства», – делает вывод Александр Попков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Мою зарплату откладываем, на его живем»: как жители Тюменской области формируют семейный бюджет — два примера
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Колонка тюменца, который отказался от энергетиков — может, и вы вместе с ним?
Анонимное мнение
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Рекомендуем
Объявления