Эпидемия коронавируса сильнее всего бьет по пожилым людям и тем, кто страдает хроническими заболеваниями. Чтобы не подвергать риску старшее поколение тюменцев, региональные власти запретили горожанам старше 65 лет выходить из дома. Тогда возникает вопросы — а что делать одиноким старикам?
Для этого в Тюмени организовали штаб волонтеров, помогающих пожилым людям и маломобильным гражданам. Молодые люди покупают им продукты и лекарства, оплачивают услуги ЖКХ и выносят мусор. Корреспонденты 72.RU провели несколько часов с волонтерами и понаблюдали за их работой.
Штаб волонтеров разместился в одном из корпусов центра «Семья» (обновлено: волонтеры переехали по адресу Геологоразведчиков, 6а), он начинает свою работу в 10 утра. На 1 апреля в их ряды уже вступили около 150 тюменцев. Ребята собирают поступившие заявки и распределяют между волонтерами.
В рядах добровольцев состоят активисты ОНФ, поисковики «Белой Совы» и Ассоциации волонтерских центров. Есть и те, кто присоединился к штабу самостоятельно. Одна из таких — Марина Горина. Она вступила в ряды волонтеров пару дней назад. Женщина работает менеджером ресторана Stop Time, но сейчас он закрыт из-за карантина.
— Я поняла, что есть люди, которым сейчас нужна помощь. Стала искать волонтерское движение, помогающее пенсионерам, которые из-за коронавируса сидят дома. Помогаем чаще всего одиноким — им некому принести продукты или лекарства. Я это делаю не для того, чтобы дома не сидеть. Вернее, я не могу сидеть дома, когда людям нужна помощь. Поверьте, там есть, что делать, — рассказывает Марина Горина.
Как волонтерам поступают заявки
Заявки от тюменских пенсионеров и маломобильных граждан сначала поступают на федеральную горячую линию — 8 800 200–34–11. Иногда звонившим придется подождать — очередь образуется большая. Например, нам пришлось ждать ответа около 10 минут, мы были пятидесятые в очереди. На звонок отвечают операторы, которые узнают контактные данные человека, нуждающегося в помощи. Также они называют код, который заявитель должен запомнить.
Затем заявка из федеральной горячей линии перенаправляется в тюменский штаб. Волонтеры связываются с звонившим, уточняют у него адрес и какая помощь нужна. Именно на этом этапе требуется назвать код, который озвучили заявителю — его знает только он и оператор. Если надо сходить купить продукты или лекарства, то собирают группу, которая пойдет за покупками.
Помощь волонтеров не бесплатна. Продукты покупают на деньги обратившегося за помощью. Если заявитель ветеран, то ему могут помочь безвозмездно.
Как выглядят волонтеры
Код заявителю называют для того, чтобы избежать контакта пожилых людей с мошенниками.
Отличить волонтера можно по внешнему виду — они носят оранжевые, красные или белые ветровки с названиями организаций. При них должен быть бейдж, на котором содержится информация о штабе.
Волонтеры приходят только по заявкам, которые оставляли пожилые люди или маломобильные граждане. Тюменцам не стоит вообще открывать дверь людям, которые внезапно пришли и заявляют, что они пришли помогать — велика вероятность, что это мошенники. О таких фактах лучше сообщить в полицию.
Идем за покупками
По словам волонтера Марины Гориной, много времени уходит именно на покупку продуктов, которые заказывают пенсионеры. Если одни просто просят купить им хлеба и молоко, то другие гораздо требовательные к выбору. Например, в заявке они указывают определенную марку муки или сливочного масла. Волонтерам приходится бегать по магазинам и искать то, что попросили пожилые тюменцы.
Сегодня напарницей Марины стала Светлана — молодая девушка, которая в обычное время работает при церкви. Они поехали до ближайшего «Магнита», где хотели найти необходимые продукты. Тюменки взяли на себя две заявки — пенсионеров, проживающих на Широтной и Федюнинского.
В «Магните» не удалось найти все необходимые продукты, поэтому пришлось ехать в «Перекресток», работающий в ТРЦ «Солнечный». Все магазины в торговом центре, кроме продуктового и аптеки, были закрыты. В последней, кстати, требовалось купить лекарство по заявке одной из наших пенсионерок.
Как мы ранее говорили, пожилые люди порой очень привередливые. Одна из заявительниц просила купить ей яблоки сорта Голден — и чтобы были мягкими. Встречаются бабушки, которые просят купить мясо именно на том рынке, где они всегда его берут — другое им не надо. Приходится искать. Вскоре практически все продукты, которые просили найти пенсионеры, удалось найти. Загрузили их в машину и поехали по адресам.
Выдача продуктов
Первый наш «клиент» проживает в многоэтажке на Широтной. Женщина заказала много продуктов — еле влезло в пакет. Он даже стал рваться, поэтому пришлось срочно переложить продукты в другой.
Волонтерам нельзя работать с людьми без защитной экипировки — всем перед выездом дают резиновые перчатки и маски. Заходить в квартиру к пенсионерам тоже нельзя. Волонтеры отдают пакет и расписываются о получении всего необходимого у двери. Нам открыла дверь пожилая женщина, которая тоже была в маске. Она получила пакет, отдала волонтерам деньги, потраченные на покупку заказа, и пожелала здоровья. На этом работа с этой заявкой закончилась.
Иногда добрые бабушки зовут в гости, но волонтерам нельзя заходить, да и времени на это нет — надо ехать по другим адресам. Из-за введения новых ограничений объемы работы у штаба растут. Если вначале было всего три заявки в день, то теперь заявителей становится больше в геометрической прогрессии. Растет и количество желающих присоединиться к штабу.
Вступить в ряды волонтеров или обратиться за помощью можно по телефону горячей линии: 8 800 200–34–11.
Что происходит?
Тюменские торговые центры, спортзалы, магазины и развлекательные учреждения не работают с 28 марта. Эти меры власти ввели из-за угрозы распространения коронавируса. Позже губернатор Александр Моор ввёл запрет на посещение парков, скверов и других общественных мест.
На 1 апреля в стране зарегистрировано 2777 случая заражения коронавирусом. В Тюменской области в марте зарегистрировано пять заболевших коронавирусом.