перейти к публикации
220 комментариев к публикации

Скажи что-нибудь по-тюменски: по каким словам можно узнать жителя нашего города в любом уголке мира

26 июля 2019, 19:30
Гость
Гость
14 февраля 2025, 01:51
Я родилась и выросла до 12 лет в Ашхабаде, в Тюмени ни разу не была, но оказывается я чистая тюменка! Это мне куда ближе чем южные "синенькие", "тормозки" ну и тд, всего не вспомнить...
Гость
3 февраля 2023, 03:44
Я сам родился в Тюмени. Я коренной тюменец. Не согласен с многими комментаторами. Многие готовят, что автор не знает ничего о тюменском говоре. Согласен, некоторые факты к нам не относятся, но в основном, всё похоже на нас. Я не согласен с оканьем, может оно и есть в деревнях и сёлах, но в городе ни разу не слышал. Произношение речи сквозь зубы, согласен наполовину. Нижняя челюсть на самом деле двигается, но совсем маленько. Про «Ихний» и «Евоный». На самом деле эти слова можно услышать, но не сильно часто. Не слышал, чтобы говорили «Потуда» и «Посюда». Про «Ложить». Да, это правда, мы постоянно говорим «Ложить». Также мы постоянно говорим «Маленько». Ещё от бабушек и дедушек слышал «Айда» Отвечаю комментаторам. Некоторые не понимают, что за «Сея» и «Думат». На самом деле, эти звуки не читаются, как обычное «Я» и «Т». Это такие же слова «Думает» и «Себя», в которых проглотили эти буквы. Кто родился в Тюмени, знает, как правильно произносить эти слова. Кто-то говорит, что тюменцы хмурые. Мы не хмурые, но можем ходить с никаким лицом. Люди говорят, что жили в Тюмени, знают говор наизусть. На самом деле, вы должны родиться в Тюмени, чтобы у вас там были какие-то родственники. Также работает и с другими городами, вы должны родиться в том или ином месте, чтобы считать себя продвинутым в там. Советую комментаторам пообщаться с бабушками и дедушками, у них должно быть немного говора.
Гость
23 января 2022, 14:13
Грамматика вышла из чата. Кажется, речь связана больше с отсутсвие грамматика и уподоблению диалектизма, который передаётся из поколения в поколение. И тут опять речь о грамматике. Слышала разную речь, в разных городах и регионах: если человек знает правила грамматики, то и речь его не будет отличаться от жителей других регионов. Зажатая челюсть из-за холодов? Что за глупость? А особенности зубочелюстной системы, а эмоции гнева и раздражения, из-за которых люди часто сжимают челюсть? Быстрая и ускорения речь разве нетто типа темперамента и скорости мыслительных операций зависит?
Гость
23 января 2022, 13:02
Ерунда какая то. Ничего подобного не слышала
Гость
23 января 2022, 07:51
Такой бред вообще))) Родилась и проживаю в Тюмени, и ни от одного Тюменца не слышала ничего подобного, а "оттудова", "ихний" и т.п. говорят безграмотные люди, проживающим в любой точке страны.
Гость
23 января 2022, 06:58
Бред. Не окаю точно, слово "только", никогда кратко не произносила. Согласна бывает такое, но не всегда. Может кто что хочет, тот это и замечает?
Гость
23 января 2022, 02:52
Что за бред?! Примеры произношения слов безграмотного человека из неизвестной глубинки, ничего общего с Тюменью
Гость
23 января 2022, 00:33
А у вас на Урале нет говора? (-А Пороттяна то жона серьги те скорёхонько нацепила! А уши те, уши те заковало!)
Гость
22 января 2022, 22:53
Жалюзы.
Гость
22 января 2022, 22:15
«Ты чё хоть?»
Гость
22 января 2022, 22:06
Повешай (вместо "повесь") Потуда, посюда Чё Часто употребляют со словами "-то" (Так-то, ты-то, он-то)
Гость
26 июля 2020, 15:19
У нас в Тюмени говорят "ЧО" вместо что (произносится как што). Однажды в студенчестве возвращались мы после длительной практики домой. Садились глубокой ночью в Туапсе в прицепной тюменский вагон (поезд до Екатеринбурга шел). Остановка несколько минут, все двери закрыты. Мы стучим, кричим, наконец слышим заспанный голос проводницы: Ну чоо надо? И, несмотря на только что пережитые неприятные мгновения, нам хотелось обнять свою землячку!
Гость
20 июля 2020, 23:34
А мне в тюменском, хотя может и не только в тюменском, говоре (нигде больше не слышала) режет ухо окончания "залесТИ" вместо"залезть"
Гость
20 июля 2020, 23:19
Я не коренная Тюменка, я из Кемеровской обл. И по приезду сначала не могла понять родство сродных братьев, у нас они называются двоюродные). А ещё тут говорят «хохоряшки» и «баландушка». А ещё надомной смеялись на работе, когда я просила дать мне мультифору. Так в Кемеровской обл. называется местный файлик прозрачный. Первые пару лет жизни в Тюмени меня на раз-два вычисляли, что я не местная по разговору, хоть и тоже из Сибири.
Гость
20 июля 2020, 23:16
По туда, по сюда и че - тюменские словечки, которые произносили и полвека назад, все остальное либо прибыло вместе с жителями сел и деревень, решивших стать городскими, либо с бывшими студентами, оставшимися после учебы в Тюмени - детьми нефтяников из северных городов, которые в своё время приезжали со всего Советского Союза, а все остальное - это либо безграмотность, либо деградация
Гость
20 июля 2020, 23:14
Ни разу ничего из слов не резало уши в Тюмени. Скатайтесь в Киров, чтобы понять, что Тюмень идеальна как в плане разговора, так и в плане остального. Вот в Кировский диалект узнаётся моментально с пары слов) а тут не замечал ничего такого.
Гость
20 июля 2020, 22:55
Живу в Тюмени 10 лет и до сих пор редки слух, когда Тюменцы говорят «потудова», «посюдова», «слаживать» вместо складывать. Но они точно не окают. Окаю в Нижнем Новгороде.
Гость
20 июля 2020, 22:52
Ихний, тама, ейный - любимые слова моей свекрови и режут уши.
Гость
20 июля 2020, 22:49
«Потуда» и «посюда» - вот это отличительная черта в тюменском разговорном
Гость
20 июля 2020, 22:13
Ни с чем не спутать тюменский говор. Живу не в Тюмени, но когда бываю, умиляюсь этомуОкаью и распеванию некоторых слов
Гость
20 июля 2020, 21:40
В Тюмени многие используют в речи междометие «ага». Это то, что лично я заметила и не могу избавиться теперь от этого слова 😂 тоже теперь агакаю
Гость
20 июля 2020, 21:35
Все верно! А ещё тюменцы говорят стИральная машина.
Гость
20 июля 2020, 21:22
Повешай платье .меня попросили и я впала в ступор.не сразу дошло что от меня хотели)))))
Гость
20 июля 2020, 13:51
15 человек в офисе и трое так говорят: «думат» вместо «думает» вместо «очень» слово «шибко» «пошукай» в значении «поищи»
Гость
20 июля 2020, 13:44
Есть коллега Дмитрий! он постоянно разговаривает как инопланетянен))
Гость
20 июля 2020, 14:33
Это как?
Гость
4 февраля 2023, 14:42
Гость
20 июля 2020, 14:33
Это как?
На клингонском))
Гость
20 июля 2020, 13:35
Миссклик))) ... всякие дОбычи резали ухо первое время, очень не привычно)
Гость
20 июля 2020, 13:34
Я со ставрополья, у нас там ярко Гэ'кают) тут в тюмени не замечал ярковыраженого говора, у москвичей их А'канье более выражено (2 друга детства перебрались в москву и у них это заметно стало), и еще - посюда любит говорить мой одноклассник, который приехал к нам с ижевска. Жил почти 10 лет на севере, всякие дОбычи
Гость
20 июля 2020, 13:33
Новостей совсем не осталось ,может опросить прохожих на улице о ситуации с Фургалом и митингами на дальнем востоке ?
Гость
7 августа 2019, 18:23
Еще часто слышу- каво делашь?
Гость
29 июля 2019, 16:31
Ой началось! Да все так! Под всем подписываюсь, я коренной тюменец проживший 20 лет в городе, а потом переехавший в Москву. 5 лет избавлялся от этого говора и слов (ихний, ЗвОнит). Все так! Через 7 лет приехал в гости меня сходу в москвичи записали, говорят -"тянешь" оч бросается. Я в свою очередь, теперь тоже теперь вижу различия (раньше естественно не видел) Особенно проглатывают слова и говорят быстро - исетские.
Гость
29 июля 2019, 15:39
Автор затронула в статье сразу несколько тем: говор, просторечия, слова- паразиты и просто безграмотность типа "ложить". Про говор 100%! Говорим быстро, не разжимая рта практически, съедая звуки. Это ни разу не стандарт, как тут кто-то написал) "Маленько" - это вообще отдельная песня!)))
Гость
29 июля 2019, 13:22
Автор, видимо, по деревням ездила! Не статья, а бред! Лишь бы написать что-нибудь!! "Сея" вместо "себя" ...
Гость
29 июля 2019, 11:54
"Одеть-надеть" путает бОльшая часть населения страны, включая корреспондентов центрального телевидения. Кстати, эта ошибка "проскочила" в популярном кинофильме Ирония судьбы или с легким паром. Там ошиблась главная героиня, которая по сценарию учитель русского языка и литературы.
Гость
29 июля 2019, 10:49
Реально как у стада реакция, те кто пишут что в Тюмени чистейший русский язык.... вы просто глухие, чЁ с вами спорить. По ТВ безошибочно определяю с закрытыми глазами тюменские передачки. Автор, говорит о диалекте, который есть в каждом регионе! Нет же тюменцы настолько идеально, что у всех есть, а у них нет))))))))))))) ржу читаю
Гость77

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

29 июля 2019, 10:47
В названии статьи говорится о словах, по которым можно узнать жителя Тюмени, а в статье речь идет о произношении и ударениях. Это коверкают все регионы. А ведь у нас действительно есть слова, о которых москвичи никогда не слышали. Например, привычные для нас шаньга (ватрушка) или вехотка (мочалка). Но есть еще один тест, по которому станет понятно, что мы не жители Москвы или Санкт-Петербурга. Продолжите детскую дразнилку «Жадина-говядина….». У коренного тюменца получится «Жадина-говядина – соленый огурец ….», а у москвича «Жадина-говядина – турецкий барабан…».))
Гость
29 июля 2019, 08:57
"Нигде так быстро, как в Тюмени, не разговаривают." Бред. К нам коллега переехала из Саратова. По ее впечатлениям, мы в Тюмени разговариваем очень медленно, тянем слова, паузы большие между словами делаем.
Гость
29 июля 2019, 07:47
Меня особенно смешит как тюменцы говорят"посюдова",когда услышала,хохотала неделю ,наверное.
Гость
28 июля 2019, 19:53
Вот кубанский акцент вообще не продаётся исправлению.
Гость
28 июля 2019, 19:47
А мне один иногородний знакомый говорил, что "по туда" и "по сюда", только у нас, в Тюмении говорят...
Гость
28 июля 2019, 18:09
Хуже, чем говорят в Челябинске и Екатеринбурге не бывает. Вот они точно не открывают рот и окают. Я их слышу в любой толпе. Причём эта манера только у молодых. 30 лет назад я жила немного в Миассе и Магнитогорске, люди разговаривали нормально. Видимо это какой-то выпендреж у молодых, кому. то подражают или один у другого перенимают. А слова упоминаемые автором можно встретить довольно часто в Восточной Сибири и Приамурье, в сельской местности особенно. Но это не так бьёт по слуху как оканье и слабое открытие рта . а
Гость
28 июля 2019, 08:59
Самое Тюменское, это "двоюродных" называть "сродными", такого слова даже в большинстве словарей нет. Остальные местные слова, которые описал журналист, это типичные ошибки для жителей всей РФ.
Гость
28 июля 2019, 02:18
Тюменца истинного можно понять только по одной фразе : "Ты где живешь? ЗАрекой? Не, не поеду".
antonbaum

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

27 июля 2019, 22:09
Быстро разговаривать это да, но оканье, аканье, своеобразный набор слов - чушь полная, не пользуюсь и не слышу от окружающих.
Гость
11 апреля 2023, 07:34
Есть говор. Есть! Когда я после года интернатуры в Тюмени обратно в Омск приехал, то на застолье мне жена сказала на повышенных: прекрати баловаться! Говори нормально! повышеннв
Гость
11 апреля 2023, 07:36
А еще: -Где Санька? -да вон он - ково то там делат..
Гость
27 июля 2019, 21:06
Бред какой
Гость
27 июля 2019, 20:43
как раз тюменский говор - практически нейтральный, в нем нет ярко выраженных акцентов, которые выдадут принадлежность к региону. чистая нейтральная речь, ну если ты не агафья лыкова. С ударениями по всей стране беда, от региона не зависящая.
Гость
27 июля 2019, 19:14
Так и хочется ответить автору статьи после прочитанного словами одной из песен Сергея Шнура: - " Ехай *****, НАВСЕГДА! "
mayra34

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

27 июля 2019, 17:27
Я долго принимала местную речь, когда стирают в стИральных машинках,утыкивают окна, и заходят В зад, дома, автобуса. Ни орфоэпии, ни орфографии, ни пунктуации. Считаю, что бороться за чистоту языка надо, и не понимаю, когда не могут выучить один, единственный язык и эту безграмотную речь, передают детям
mayra34

Достижения

Свой среди своих

Свой среди своих

Зарегистрироваться на сайте

27 июля 2019, 17:23
Статья хорошая, правильная, актуальная.Автор не говорит, что все поголовно так говорят, понятие слова "тюменец"-подразумевает наличие данной особенности повсеместно по региону, однако, это свойственно и другим областям, где в речи превалируют просторечие и диалектные особенности. Здесь, автор, с моей точки зрения, ратует за чистоту русского языка, за литературный русский язык, с нормами и правилами, свойственны речи грамотного человека, отсюда этимиология слова грамота. Есть особенности, которые ярко проявляются по регионам, и это изучает такая наука, как фольклор, есть заимствования,есть жаргонная лексика, литературный язык -это язык государственный, и его надо знать! Я, считаю себя россиянкой,мама у меня татарская сибирская,папа наполовину узбекского, наполовину таджик,отчим украинец,родилась, училась в Узбекистане, закончила Самарканд кий Университет, где преподавали светила русского языка, педагоги Питерского университета, которые остались работать в послевоенные годы,после дислокации . Для меня, русский язык, родной, я на нем думаю и говорю,но я, в совершенстве владею и узбекский и таджикским, фарси, и сибирско-татарским и казанским, и понимаю и общаюсь с тюркоязычным населением,знаю крымско- татарский, и следовательно, говорю и понимаю турецкий, бегло говорю на английском и учу испанский, что бы с'ездить в Америку. когда я приехала к маме, после развала Союза, я долго
Гость
27 июля 2019, 15:39
Странно что про мат ни слова,а ведь ни одна высокоинтеллектуальная речь тюменца не обходится без матерных слов,некоторые умудряются их вставлять после каждого нормального слова.
Гость
27 июля 2019, 14:23
Вообще бред сивой кабылы.
Гость