Город Амбротипы, цианотипы и пленка: как в Тюмени делают фотографии по технологиям прошлых столетий

Амбротипы, цианотипы и пленка: как в Тюмени делают фотографии по технологиям прошлых столетий

Уже пять лет в местном клубе фотографии «8х10» печатают уникальные кадры на бумаге и не только.

Напечатанные фотоснимки хранят историю конкретного момента и тепло человеческих рук, которые проявляли и печатали каждый из кадров вручную

Пять лет назад в Тюмени появилось творческое пространство, главная миссия которого – развить визуальную культуру лучшего города земли. Изначально клуб аналоговой и документальной фотографии «8х10» располагался в небольшом подвальном помещении, но год назад переехал в просторное промышленное здание рядом с Домом печати.

КАДФ «8х10» снаружи...
И внутри. Деревянные столы, перегородки и полки сделаны вручную

Здесь находится лаборатория ручной и машинной печати фотокадров, проводятся лекции, семинары и неформальные встречи дизайнеров и фотографов. Еще создаются пленочные фотопортреты и проводятся занятия по фотографии. Также помещение фотоклуба можно арендовать для проведения своего мероприятия: условия заранее обговариваются с владельцами пространства.

Лекторий, он же – площадка для проведения фотосессий и занятий по фотоделу
В руках у Никиты Куратова – пленочные негативы, которые после ряда манипуляций превратятся в привычные фотографии, отпечатанные на бумаге

О философии пленочной фотографии, фильме Тарантино и принципах создания фотокадров в технике амбротип и цианотип 72.ru рассказал идейный вдохновитель и создатель КАДФ «8х10» Никита Куратов.

Почему пленочная фотография сейчас вновь стала так популярна

Появившиеся в XX веке пленочные фотокамеры достигли пика своей популярности в 1998-1999 годах, когда ежегодно во всем мире их продавалось по 200 тысяч экземпляров. Постепенно, с развитием и распространением цифровых (зеркальных) камер, спрос на пленочные пошел на спад. Но и «цифра» уже пережила свой бум в 2007 году: именно тогда смартфоны начали завоевывать всенародную любовь.

Секрет прост: с помощью телефона со встроенной фотокамерой делать снимки быстро и просто смог каждый желающий. Для обработки начали появляться в огромном количестве различные мобильные приложения, в числе которых – известный многим VSCO с кучей всевозможных фильтров.

Пленочная фотография по-прежнему актуальна: добиться идентичного эффекта и качества изображения не сможет ни одно мобильное приложение
Одна из форматных фотокамер, которая есть в арсенале КАФД «8х10». Это не просто элемент декора: она – в рабочем состоянии
В специальном окошке можно посмотреть, что у вас в итоге получится. Есть одна особенность: превью изображения вы увидите в перевернутом виде

Как ни странно, самыми популярными фильтрами стали те, которые имитируют пленочное изображение с его неповторимой цветовой палитрой, шумом и легким эффектом небрежности. При этом с настоящими кадрами, снятыми на пленку, результат обработки фото в приложении не имеет ничего общего. Похоже немного, но оригинал на то и оригинал.

Богатые на эмоции портреты, снятые на пленку. Этим же способом, к слову, создаются все кадры, которые печатают в модном сейчас журнале Kinfolk

Актуальность пленочной фотографии и кинематографии на самом деле никуда не пропадала. Например, отличные кадры на Олимпиаде в Сочи были сняты на форматную камеру с использованием плёнки Fujifilm. Полностью отснят на пленку Kodak фильм легендарного Тарантино - "Омерзительная восьмёрка". Камера делает 24 кадра в секунду, в результате чего получается подвижное изображение – кинофильм.

В чем ценность документальной фотографии и сколько фотографий появляется в мире каждый день

Если взять в руки старый семейный фотоальбом, где вклеены аккуратно черно-белые кадры с подписями к ним, то можно обнаружить одну интересную вещь. Эти кадры ценны даже в том случае, если они случайно засвечены, на них не выставлен правильно свет, иногда — хромает композиция. Потому что на этих фотографиях запечатлены живые, настоящие люди. Зафиксирован момент, который уже никогда не повторится: его попросту невозможно воспроизвести.

Фотографии, созданные в технологии бром-серебряной печати. На создание одного снимка «от» и «до» может уходить несколько часов

Будущее – не за коммерческой, ювелирно выверенной постановочной фотографией, а именно за документальной, аналоговой. Такие кадры даже годы спустя сохраняют свою актуальность, храня особую атмосферу конкретного времени, места.

Нередко приходится делать с пленки пробные отпечатки. Для их создания необходимы в том числе и вот такие ванночки, как эта оранжевая, и пробирки

Сейчас, по данным сервиса Google, в мире ежегодно создается два миллиарда фотокадров, и это только официальная статистика. Учитываются и цифровые изображения, и оцифрованные пленочные.

Фотопортрет на стекле, или Что такое амбротип

Если кратко, эта одна из старинных техник ручной фотопечати, по которой сейчас сходит с ума весь Запад. Изобрел амбротипию еще в середине XIX века Фредерик Скотт Арчер, но и сейчас есть возможность создавать фотопортреты в такой технике.

Процесс это трудоемкий, а изображение того или иного человека, зафиксированного на стеклянной поверхности, стоит недешево — порядка 4000-5000 рублей за «фотографию» размером 20 на 30 сантиметров. И речь идет о себестоимости.

На полке слева – амбротипы, созданные здесь, в фотоклубе. Смотрятся такие портреты непривычно, зато могут храниться долгие годы, не выцветая

Почему так дорого? Секрет прост: в создании такого портрета используется огромное количество серебра, которого запросто бы хватило для того, чтобы сделать пару сережек.

В отличие зарубежных от фотографов, создающих амбротипы, тюменским умельцам нужно смешивать эмульсию самостоятельно

Для создания амбротипа на тщательно вымытую стеклянную пластинку с одной из сторон наносится специальная эмульсия, после чего пластинка целиком погружается в нитрат серебра. Далее, пока стекло не высохло, оно экспонируется в течение 5-60 секунд (в зависимости от яркости объекта). Финальные штрихи — проявка пластинки и закрепление изображения с помощью фиксатора.

Что связывает математику, ботанику и цианотипию

За десять лет до появления амбротипа, в 1842 году, английский физик и астроном сэр Джон Гершель изобрел способ изготовления светокопий своих многочисленных чертежей и документов.

Использовала этот метод и его 19-летняя подруга, входившая в состав ученых королевской ботанической академии. Она с помощью цианотипов фиксировала очертания различных трав и цветов, а позже даже издала книгу с таким замысловатыми на тот момент иллюстрациями.

Цианотипы наших дней выглядят точно также как те, которые создавались пару веков тому назад

Сделать цианотип без труда можно и сегодня. На бумагу, картон, ткань или любой другой материал, который выдержит воздействие воды, наносится эмульсия, состоящая из двух элементов – раствора аммиачного лимоннокислого железа и железосинеродистого калия, смешанных в определенной пропорции.

После этого, например, на бумагу, выкладываются предметы, которые не боятся воздействия влаги. Под воздействием ультрафиолета (лампа или прямые солнечные лучи) изображение проявляется, а потом фиксируется путем промывания бумаги под проточной водой.

Одна из попыток сделать цианотип на кафельной плитке. Если это изображение протереть мокрой тряпкой или губкой, от него, увы, не останется и следа

С этим методом можно экспериментировать как угодно: мы, например, таким способом копировали рентгеновский снимок. Пробовали помещать изображение на кафельную плитку, но столкнулись с препятствием: с этой поверхности цианотип мгновенно вымывается.

Магия пленочной ручной печати, или Как в темной лаборатории появляется фотография

Если для старшего поколения алгоритм получения фотографии из отснятой пленки знаком и понятен, то для младшего это сродни магическому действу, происходящему в плотно зашторенном темной тканью небольшом помещении.

На стене лаборатории мелом написаны множество важных данных. На всякий случай, если вдруг получится умудриться забыть
Здесь же стоит аппарат для автоматической проявки пленки

В фотоувеличитель вставляется уже проявленная пленка, которая кадрируется с помощью специальной негативной рамки. В этот же прибор вставляется и фотобумага, на которую с помощью ряда световых импульсов передается изображение с пленки.

Фотоувеличитель. Тот самый прибор, который из небольшого пленочного кадра поможет сделать фотографию нужного размера
Негативная рамка, с помощью которой происходит кадрирование. На смартфоне это занимает пару секунд, здесь же потребуется затратить на порядок больше времени
Проявленную пленку можно также оцифровать при помощи специального аппарата для перевода аналогового изображения в цифровое

После этого фотобумага на пару минут опускается в ванночку с проявителем, тщательно промывается и опускается в другую ванночку — с фиксажем (фиксатором), который надежно закрепляет изображение на бумаге.

На специально отведенном для этого столе – три ванночки. Две поменьше – с проявителем и фиксатором, самая большая – с проточной водой

Важно при этом, чтобы дневной и яркий искусственный свет не попал на фотобумагу до того момента, пока она не погружена в проявитель. В противном случае бумага пожелтеет, а фотография не получится.

С помощью фотоувеличителя переносим изображение с пленки на фотобумагу
Опускаем бумагу в проявитель, тщательно промываем и опускаем в фиксатор
Постепенно на бумаге появляется заветное черно-белое изображение

После фиксатора фотографию остается просушить и выровнять при помощи утяжелителей. Готова одна из двух миллиардов фотографий, который появляются в мире ежедневно.

Готово! Можно включит свет и полюбоваться результатом
Фото: Ирина Шарова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем