Город Виталий Мудрук, начальник пункта отбора на контрактную службу: «Люди должны идти в армию целенаправленно»

Виталий Мудрук, начальник пункта отбора на контрактную службу: «Люди должны идти в армию целенаправленно»

В 2015 году Тюмень отправила в Вооруженные Силы тысячного солдата-контрактника. С каждым годом служба по контракту становится все популярнее не только среди молодых людей, но и среди девушек. Виталий Мудрук, возглавивший пункт отбора в момент его создания, побывал в редакции 72.ru и рассказал, для чего люди добровольно идут в армию, существует ли армейская романтика, и для чего нужны военнослужащие в мирное время.

Виталий Анатольевич, расскажите, как вы попали на эту должность?

– В моей истории нет ничего удивительного, что могло бы поразить читателей. Начинал свою службу в танковых войсках, затем связал свою жизнь с железнодорожными войсками, там строил карьеру. А когда начали формировать пункты отбора, я понял, что мне это интересно, понял, что смогу быть полезен в этом направлении, изъявил желание, прошел достаточно сложный конкурсный отбор. Из 27 взяли четверых. И, так как Омск был уже «занят», мне предложили Тюмень или Новосибирск. Я выбрал Тюмень. Нисколько не жалею. Город нравится. Семья не хотела переезжать поначалу, стереотип о Тюмени был не очень хороший. Но с тех пор город сильно преобразился.

Когда вы пришли на военную службу, условия были более или менее выгодные, чем сейчас?

– Условия были интересные, но не такие выгодные, как сейчас. Были социальные гарантии, та же самая основа: обеспечение жильем по уходу на пенсию, бесплатный проезд к месту отдыха и так далее. Денежное довольствие не было таким высоким, как сейчас. Позитивные изменения есть. Та программа, которая ведется министром обороны по переходу на профессиональную армию, правильная. Техника, вооружение – этим должны управлять профессионалы своего дела, а не ребята, которые просто пришли отбыть один год по призыву.

То есть, в идеале армия должна быть профессиональной, по-вашему?

– Конечно. Люди должны туда идти целенаправленно. Хотя, конечно, все равно она будет частично комплектоваться теми, кто идет служить по призыву. Молодые люди должны готовиться, должны знать, как в случае нападения защитить себя, свою родину, свою семью. Школа, допризывная военная подготовка не дает такого войскового опыта, как армия. Хотя, на мой взгляд, конечно, года службы маловато. Полтора-два было бы оптимально. За год только азы, курс молодого бойца человек проходит.

Вы пошли в армию из-за финансового положения или нашли, в чем сможете проявить себя?

– Меня в свое время привлекла стабильность. То, что какое-никакое жилье, поначалу служебное, в перспективе – постоянное, ты получишь. Многих привлекают стабильность, уверенность в завтрашнем дне, материальное стимулирование. Например, если ты себя считаешь выносливым, физически развитым, ты можешь не просто на улице бегать, а еще и деньги за это получать дополнительно.

Это как?

– Элементарно. У военнослужащего есть зарплата, которая состоит из окладов по воинскому званию и воинской должности и кучи надбавок. Одна из них – за успехи в достижении физической подготовки. Военнослужащий выполняет нормативы «на пятерку», а ему за это ежемесячно выплачивается до 100% оклада. То есть у него заплата 27-30 тысяч, и он еще 10 может получать за то, что он ловкий, выносливый или разрядник в одном из видов спорта.

На недавней пресс-конференции журналистка «Тюменского курьера» задавала вопрос, для чего сейчас, когда нужно развитие экономики, перевыполнять план по приему контрактников. Можете повторить, что вы думаете по этому поводу?

– Если экономика находится в упадке, чем молодежи заниматься? Идти в бандиты?

В предприниматели, например…

– Чтобы быть предпринимателем, должно быть чувство врожденное, как у Остапа Бендера. Каждый что ли пойдет в предприниматели? Нет. А на предприятиях идут сокращения. Молодой человек без опыта работы, выпускник среднего учебного заведения, разве он нужен на предприятии? Я уверен, что руководство любой организации не возьмет «кота в мешке», у них есть уже проверенные сотрудники. Я думал над ее вопросом. И думал задать встречный вопрос: почему она не идет на предприятие? Почему не берет в руки программное управление станком, а сидит с блокнотом? Но спрашивать этого я не стал, потому что считаю, что все профессии важны. А что касается пользы, которую приносит армия, да стоит хотя бы вспомнить наводнение на Дальнем Востоке, когда военнослужащие своими руками держали брезент, и не дали смыть с лица Земли многие населенные пункты. Много есть моментов, когда армия приходит на помощь гражданскому населению. Мотострелковые войска, конечно, предназначены, чтобы стрелять, бегать, но есть же специальные рода войск, инженерные. Если находят «эхо войны», захоронение, то зовут саперов. Применение в быту есть, но армия нужна для защиты рубежей, она нужна, и ничего с этим нельзя поделать.

Вас привлекла финансовая стабильность. Это же привлекает и других контрактников или есть еще те, кого привлекает армейская романтика?

– Романтики, конечно, попадаются, но в основном приходят люди здравомыслящие. Привлекает большой пакет социальных гарантий, мечта решить «жилищный вопрос». Военная ипотека – очень привлекательная программа, если в ней разобраться. Ты получаешь квартиру через 20 лет, если служишь добросовестно, при этом ничего не платишь. Причем ты выбираешь жилье, где хочешь. В том городе, в том районе, на том этаже, где хочешь жить.

Служить идет молодежь или взрослые, семейные люди? Вы вот говорили, что ваша семья не очень хотела переезжать.

– Конечно, если место насиженное, дети пристроены, переезжать не хочется. Но надо сказать, что члены семьи военнослужащего обладают льготами при поступлении в дошкольное учебное заведение. Жены тоже имеют ряд преимуществ. Например, они имеют право уйти в отпуск одновременно с супругом, несмотря на график. Руководство должно отпустить.

Отбор по контракту более строгий, чем по призыву?

– Я бы не сказал. Смотря куда служить. Если это специальные войска – ВДВ, морская пехота, спецназ – человек должен быть годен без всяких ограничений. Если это просто пехота, танковые, инженерные войска, там может быть небольшое ограничение по весу, по росту, по зрению. Все относительно. Главное – желание. Если человек хочет служить, и нет ограничений по возрасту, здоровью, образованию, если он не судим, он будет служить однозначно. В этом наше преимущество. По призыву берут не всех, а мы можем перевыполнить план и взять всех, кто хочет.

Куда идут служить? Есть те, кто просится в горячую точку?

– Вы знаете, горячая точка – это стереотипы 90-х. Тогда люди ехали защищать интересы страны и получали за это неплохое материальное стимулирование. Сейчас нет горячих точек, есть зоны вооруженных конфликтов. Если это территория страны, то этим занимаются внутренние войска, Министерство внутренних дел. Вооруженные силы защищают внешние рубежи. Куда идут? В основном, в части Центрального округа – от Саратова до Иркутска. Немного людей уезжает подальше. Есть те, кому осталось 10 лет до пенсии, а гражданского стажа нет. Чтобы уйти на пенсию, ему нужно льготно выслужить. Поэтому едут на Камчатку, на Сахалин.

Срок контрактной службы – два года или больше?

– Два года – это альтернатива. Например, выпускник вуза может пойти не по призыву, а по контракту. Он будет служить два года, но у него будет зарплата, нормированный рабочий день, свободное время. А по призыву будет служить год, но при этом жесткий распорядок дня, казарма, отбой. У нас в прошлом году 17 человек ушло служить по такой системе.

А вообще в среднем на сколько заключают контракт?

– Есть возможность заключить его на два, три, пять, 10 лет, либо по достижении предельного пребывания на службе. Поначалу люди выбирают минимальный срок, чтобы понять, подходит им это или нет.

Есть ли дедовщина на службе по контракту?

– Вопрос про дедовщину можно задать на любом предприятии, где есть мужской коллектив. Любой мужской коллектив подразумевает какие-то специфические коммуникативные отношения. Кто-то слабее, кто-то сильнее. Есть лидеры явные, есть скрытые, есть какие-то подстрекатели. В любом коллективе это есть.

Ну одно дело лидерство. Другое – издевательства...

– Да нет сейчас этого. Когда служили два года, было больше времени, была вот эта иерархия. Сейчас по призыву-то этого нет, а по контракту – тем более. Ты приехал на службу на мотоцикле, зашел, переоделся, работаешь, ходишь на занятия, вечером опять переодеваешься в свою «косуху», уезжаешь на байке. Какая тут дедовщина?

А вообще люди, которые идут служить, понимают, что служба может быть опасной?

– Пилот самолета, когда идет учиться, понимает, что это опасно? Или пожарный, водолаз, он же понимает, что спасая других людей, он будет подвергать свою жизнь опасности, а семья его будет волноваться. Здесь абсолютно такой же случай. Только мы принимаем присягу, что идем на защиту родины. Да, возможно, многие надеются, что с ними ничего не случится, рассчитывают на «авось». Есть люди, которые понимают спустя несколько месяцев, что это не то, что было по призыву. С такими людьми мы расстаемся, как с не выдержавшими испытание. Но большая часть пришедших остается.

Бывали случаи, когда молодой человек собирается служить по контракту, а родители против?

– Были такие случаи. Но единичные. Чаще родители просто приходят, интересуются, куда идет сын, какие льготы он получит на службе. Мы с родителями проводим работу, разговариваем, рассказываем, что может армия дать, какие там условия.

Вы говорили, что женщин в армию в последнее время просится едва ли не больше, чем мужчин...

– Да, в последнее время очень часто звонят, спрашивают. Но у нас мало вакансий. Раньше, когда были хозяйственные части, женщин в армии было больше. Но сейчас все отдано на аутсорсинг. А женщины служат до победного, и текучки на женских должностях нет. Место освобождается, только если женщина уходит на пенсию или продвигается по службе.

То есть женщины тоже идут из-за финансовой выгоды? Никаких романтических желаний?

– Не знаю. Каждый преследует свои интересы. Кто-то, может, замуж поскорее выйти хочет, кто-то – денег заработать. Кому-то нравится в мужском коллективе: представьте, на 8 Марта женщина вся одаренная, обласканная. Романтики тоже есть. У нас женщина одна из Ялуторовска имела более 100 прыжков с парашютом за плечами, и она пошла служить в ВДВ, потому что ей это нравится. Такие случаи будоражат девчонок, они хотят служить, но помочь мы им не можем, потому что нет мест.

Если столько желающих, не пора ли создать женскую армию? Нужна ли она, как вы считаете?

– Я считаю, что не надо ограничивать женщину в правах и свободах. Если она считает, что может служить, то зачем ее пресекать? Но вообще не для того создана женщина. Для домашнего очага, в первую очередь. Женщине просто физически тяжело будет выдержать бытовые условия, тяжело будет управляться с оружием. Я считаю, что женщины нужны на должности медсестры, связистки. Понятно, у нас были и летчицы, и космонавты, и снайперы. Но это единичные случаи. Массовая-то армия зачем?

Фото: Фото Игоря Свободы
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем